Часть полного текста документа:Павловск Павловск называют музыкальной усадьбой. История этих земель печальна и прекрасна одновременно. Здесь сверкали фейерверками праздники и печально пели клавиши фортепьяно. Здесь влюблялись и теряли, радовались и грустили. Недаром Павловск считается самой романтической усадьбой Петербурга. До 17 лет ее звали Софией-Доротеей-Августой фон Вюртемберг, но причудливая судьба изменила всю ее жизнь и имя в том числе. Немецкой принцессе было уготовано покинуть свою родину ради холодной российской зимы, комариного лета и странного великого князя Павла Петровича. После принятия православия София-Доротея получила имя Марии Федоровны, и в 1776 г. под звон колоколов и теплый запах ладана обвенчалась с наследником российского престола. Спустя год счастливые молодожены подарили империи Александра I. Царственная бабушка - Екатерина II, ликуя от радости, почти сразу забрала внука к себе, а в качестве компенсации презентовала сыну и невестке триста шестьдесят две десятины земли на берегах реки Славянки. Мария Федоровна была очарована подарком. Она точно решила, что эти земли станут копией ее родины. Маленьким островком того, что она уже вряд ли когда увидит. Красивая, умная, энергичная, она с головой окунулась в обустройство дарованных земель. Вырастающие одно за другим здания имели четкое назначение. Например, в Старом Шале принято было обедать, а в Шарбоньере - музицировать. Мария Федоровна была неплохой пианисткой и своей любовью к музыке заразила все благородное общество, гостившее в Павловске. Впрочем, это не спасло ее от прочно утвердившегося в свете мнения, будто великая княгиня строга и степенна, а порою попросту скучна. В 1781 г. в Павловск по поручению Екатерины II приезжает молодой архитектор Чарльз Камерон. Его появление привносит новую струю в обустройство великокняжеской летней резиденции. Для начала он возвел павильон Дружба как символ примирения между молодыми и царствующей императрицей. Следующим этапом стало сооружение каменного дворца. По замыслу он должен был располагаться на высоком холме и словно парить над прочими постройками усадьбы. Мария Федоровна активно вмешивалась во все подробности строительства. И не забывала о Павловске даже в заграничном турне, в которое отправилась вместе с мужем в конце того же 1781 г. Управляющий имением Карл Кюхельбекер регулярно писал Марии Федоровне о том, что происходит в усадьбе. Высылал проекты, которые великий князь или княгиня должны были одобрить и подписать. Мысли о доме не покидали Марию Федоровну ни на минуту. Павловск доставлял "больше радости, чем все красоты Италии", - как-то заметила она. Наконец путешествие окончилось, и великая княгиня вернулась домой. С ее появлением усадьба словно ожила. Музыка стала полноправной царицей Павловска. Она блуждала по паркам, витала в уютных комнатах и просторных залах. Приемы и встречи, праздники и семейные вечера, обеды и ужины - все обычно происходило под звуки музыки. Именно тогда придворным капельмейстером стал Дмитрий Бортнянский. Это было время увлечения домашним любительским театром. В Павловске были поставлены три оперы Бортнянского. Среди придворных актеров-любителей выделялась фрейлина Марии Федоровны - Екатерина Нелидова. По воспоминаниям современников, "Нелидова была девушка милая, но лицом отменно дурна, благородной осанки, но короткого роста, черна как жук...но до того умна и любезна, что всякий, говоря с ней, забывал, что она дурна собой". ............ |