Часть полного текста документа:Педагогическая культура сельского населения В. Б. Успенский 1. Введение. Актуальность проблемы состоит в том, что семья, особенно на раннем этапе развития ребенка, является существенным фактором его социализации. Ее воспитывающее воздействие определяется прежде всего всем стилем ее жизни, ее достатком, культурой, в том числе и педагогической. Актуальность обусловлена также тем, что семья и школа должны выступать как активно взаимодействующие партнеры, с единой позицией в отношении ребенка. Настоящие рекомендации составлены на основе изучения литературы, обобщения опыта работы автора, в том числе и в Вятской школе Ярославской области. Они адресованы педагогическим коллективам общеобразовательных школ, особенно сельских. 2. Исходные положения. Личность ребенка, особенно дошкольника, в значительной мере формирует семья - вид социальной общности, организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях. Как отмечал в свое время А.С. Макаренко, семья воспитывает не столько специально организованной воспитательной деятельностью (хотя и это важно), сколько всем стилем своей жизни, характером взаимоотношений ее членов, общей культурой. Педагогическая культура - это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования. Педагогическая культура соотносится с общей культурой как элемент, фиксирующий способы реализации сущностных сил человека; как характеристика степени активности в деятельности по передаче социального опыта; как характеристика степени осознания субъектом педагогического воздействия диалогичности и субъект- субъектного характера педагогического процесса; как характеристика включенности в процесс формирования подрастающего поколения. Принято выделять профессиональную и народную педагогическую культуру, прямо связанную с народной педагогикой, которая слита с народной этикой и миропониманием. Хотя народная педагогическая культура формируется преимущественно стихийно, она анонимна, однако она может испытывать влияние профессиональной педагогической культуры, ее элементы могут формироваться. В семье же педагогическая культура развивается за счет традиций, устоявшихся в народной педагогике норм и правил, обогащению которых может способствовать школа. Мы рассматриваем в сложной структуре педагогической культуры четыре основных компонента: - когнитивный - элементарные педагогические знания; - эмоционально-ценностный - интерес, а потом и потребность в педагогической деятельности; - действенный - субъектную включенность в педагогический процесс; - личностно-результативный - сформированность педагогически значимых качеств. Особо следует обратить внимание на формирование ценностных ориентаций. Ценности являются основополагающим элементом культуры, все другие элементы, в том числе и образовательные потребности, базируются на них. 3. Педагогическое просвещение. Педагогическая культура начинается со знаний по проблемам семейной педагогики. Эта область всем взрослым кажется близко знакомой и не нуждающейся в дополнительном изучении. ............ |