Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования гуманистической направленности отношения к миру у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе
1.2 Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности детей дошкольного возраста
2.1 Место сюжетно ролевых игр в системе средств формирования личности
2.2 Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении ребенком социального опыта
2.3 Методы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Глава III. Экспериментальное исследование возможности использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистической направленности отношения к миру детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста.
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Теоретическая важность формирования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Однако важность приобретает другой вопрос – о средствах формирования гуманности у дошкольников. Какими должны быть эти средства, если мы несомненно должны учитывать психологические и возрастные особенности дошкольника?
Многолетний опыт педагогических и психологических исследований мира детсва показывают, что особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится игре, являющейся, по определению Д.Б. Эльконина, «школою произвольного поведения ребенка», «школой морали в действий»[1]. Вслед за Л.С. Выготским, рассматривая ролевую игру как кооперативную деятельность, отечественные исследователи придают ей важное значение в обеспечении дружеских взаимоотношений детей, поскольку именно в игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои действия с другими, подчиняться правилам, оказывать помощь[2]. ............