Министерство образования и науки Украины
Открытый международный университет развития человека “Украина"
Горловский филиал
Кафедра физической реабилитации
Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте,
физической реабилитации
ТЕМА:
”Педагогическое наблюдение как метод научных исследований"
Выполнила:
студентка 2-го курса группы ФР-06
дневного отделения
факультета “Физическая реабилитация"
Якушина Инна Викторовна
2008
Содержание
Характеристика педагогического метода наблюдения
Объекты педагогических наблюдений
Педагогический анализ и оценка
Виды педагогических наблюдений
Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения
Список литературы
Характеристика педагогического метода наблюдения Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;
оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;
когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. ............