Часть полного текста документа: ПЕДАГОГИКА МОЛИТВЫ Еще с ленинских декретов Церковь у нас отделена от школы, а школа от Церкви. Однако Церковь не отделена от детей -современных мальчишек и девчонок., для которых она - не только храм, свеча или пасхальные куличи, но - жизненный принцип бытия. Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви практически при всех приходах УПЦ действуют воскресные школы для детей. Сегодня рассказ об одной из них. Древняя традиция "Будьте, как дети", - сказал Христос Своим ученикам, указывая на цельность, простоту и ясность детской души, лишенной всякого эгоизма, лукавства и порочной страстности. В другом месте Евангелия Спаситель запрещает препятствовать детям приходить к Нему, поскольку "таковых есть Царствие Божие" (Лк. 18,16). С древнейших времен эта евангельская заповедь определила участие ребёнка в жизни Церкви с момента его рождения и даже в материнской утробе. Само Евангелие повествует о том, как "взыграл во чреве" будущий Креститель Иоанн Предтеча во время встречи его матери, праведной Елисаветы, с Девой Марией. А описание жития преподобного Сергия Радонежского раскрывает чудесный эпизод прославления им Троицы также в утробе матери во время Божественной Литургии, как бы знаменуя, что он через созданную Троицкую обитель возглавит духовное возрождение всей Руси, изнывающей в неволе монголо-татарского ига. В православной традиции наших предков было активное хождение в храм Божий будущих матерей, а затем воцерковление детей с первых дней их жизни, дабы привить их к Лозе Истинной и Вечной. В храме маленький человек получал первые понятия о добре и зле, о святости и греховности. В 6-7 лет отрок или отроковица впервые участвовали в Таинстве Исповеди, так как в церковной практике принято, что в этом возрасте совершается переход от невинного младенчества к отрочеству, когда ребенок вступает в период самоанализа и должен уже нести ответственность, прежде всего перед Богом, за свои поступки, мысли и чувства. Таинство исповеди благодатным воздействием снимало первый груз греха с души ребёнка, и он, ещё не обременённый греховными тяготами взрослого человека, получал опытное знание борьбы со злом в самом себе. Так начинался непростой путь к христианскому совершенству и святости. Становится понятным, что без этих условий церковности и христианской педагогики невозможно было бы явление миру великих светильников Православия, таких как преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский или Серафим Саровский. И как знать, явились ли бы миру и наши славянские гении - от автора "Повести временных лет" до талантов серебряного века, если бы не соприкосновение их душ с православной верой? В Кирилловском храме Как-то непроизвольно думалось об этом в одно из воскресений в Кирилловском приходе, что на старинной киевской Лукьяновке. Здесь древние стены храма XII в. во имя святителя Кирилла Александрийского (известного больше как "Кирилловская церковь") вобрали в себя молитвы наших предков со времен Киевской Руси, видели запустение татаро-монгольского нашествия, польской шляхты и кровавого безбожного периода ХХ-го столетия. Иронией судьбы - а верующие скажут: по промыслу Божьему - с 1992 года этот приход оказался на территории самой большой на Украине психиатрической лечебницы, в народе именуемой "кирилловка", где за закрытыми дверями больничных отделений (среди них и детское) томится более двух тысяч изолированных от общества людей. ............ |