Часть полного текста документа:Педагогика спорта: возможное направление развития Процесс научного познания состоит из двух взаимосвязанных процессов - анализа состояния (свойств) объекта исследования и синтеза новых желаемых его свойств. Желаемых, поскольку познание действительности, по самой своей сути, активно используется с определенными целями, самая глобальная из которых есть выживание субъекта познания в окружающей среде. Объект исследования педагогики настолько сложен, что проведение его полноценного анализа требует привлечения усилий широкого спектра других наук, чтобы с их помощью разработать свой, специфический метод анализа. Не обладая таковым, педагогика не сможет проводить и полноценный синтез состояния объекта исследования, а стало быть, выполнять свою нормативную функцию. На деле это означает, что она не может дать рекомендаций, адекватных потребностям практики. Необходимо сразу оговориться, что автор не считает для себя возможным давать квалифицированную оценку состоянию дел в педагогике в целом. Предлагаемые рассуждения - не более чем мнение человека, всю жизнь связанного с практикой спорта, и касаются исключительно возможности использования средств и методов педагогики в большом спорте. В связи с этим приведу пример из личной спортивной практики. В 1977 г. сборная России по тяжелой атлетике готовилась к Чемпионату СССР. К подготовке был привлечен специалист по аутотренингу. Для нас, спортсменов, он был олицетворением йога. Гибкий, худой, даже слегка изможденный, с желтоватым цветом кожи, он пытался методами психотерапии вдохнуть в нас чудодейственную силу. Мы послушно ложились веером вокруг него, устремляли глаза в небо, закрывали их, пытаясь представить себя облаком или почувствовать почему-то необходимое тепло в животе и т.п. Вначале мы старались, хотели, чтобы свершилось чудо и чтобы, как он обещал, добавили бы к своим лучшим результатам по 20 кг. Но он не смог преодолеть наше недоверие к его методам. Сотрудничество закончилось как-то незаметно... Уже приближались соревнования, а на заключительной стадии опытный спортсмен вряд ли позволит кому бы то ни было вмешиваться в разработанную им самим систему психологической подготовки. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько сложно в практике спорта реализовать достижения педагогических наук. Причем в данном случае речь шла о методах психологии, которая как более "дистинктивная" по отношению к педагогике наука располагает куда более качественным инструментарием. Что же говорить о педагогике! Создается впечатление, что она попросту не знает практических потребностей в сфере спорта. Недостает эффективных методов полноценного анализа объекта исследования. Можно ли их разработать? Ответ очевиден - можно. Вообще говоря, в смысле стоящих перед ней проблем педагогика не оригинальна. Проблема выбора методов и уточнения предмета исследования - постоянная проблема любой науки. Сам факт ее обострения в педагогике говорит о том, что она встала на путь серьезных достижений. История науки сплошь и рядом демонстрирует нам подобные ситуации. Здесь к месту будет провести аналогию с термодинамикой именно в связи с поиском дальнейших путей развития педагогики. Термодинамика как наука сформировалась, отталкиваясь от жизненно важных потребностей практики - необходимости создания теории тепловых двигателей. ............ |