Введение
Прошло, казалось бы, всего 11 лет с момента проведения в Казахстане пенсионной реформы. Однако сегодня казахстанцы уже и не помнят, что пенсионная система была когда-то иной. Прежняя система, поддерживаемая на протяжении целой эпохи и мало отвечавшая настоящим принципам всеобщей справедливости, изжила себя практически сразу после распада СССР. Новая всего за 11 лет оправдала себя и доказала свое право на существование.
С распадом Советского Союза произошло разрушение единой системы пенсионного обеспечения, позволявшей сносно существовать миллионам престарелых граждан. Прежняя система была привязана к плановой экономике, которая в силу своей глобальности и разветвленной системы связей между регионами обеспечивала ряд преимуществ для пенсионного обеспечения, и построена в соответствии с принципом солидарности поколений.
Пенсии формировались за счет фиксированного процента отчислений от суммы фонда заработной платы. Расчет пенсий производился по усредненным показателям зарплаты и стажа. При этом размер пенсии ограничивался и не мог превышать определенного для различных категорий рабочих и служащих уровня.
Такой социалистический подход ограничивал единственное желание людей скопить средства на тот период, когда они оставят работу, тем, что исключал отождествление индивидуума с пенсионным взносом.
Естественно, что с развалом общей системы управления и экономическим кризисом в странах СНГ, пришла в упадок и система пенсионного обеспечения. Либерализация цен, высокие темпы инфляции, спад производства, сокращение рабочих мест и закрытие предприятий, потерявших рынок сбыта продукции, кризис платежей, неконтролируемые миграционные процессы и ряд других обстоятельств привели к двум основным тенденциям, определяющим кризисное состояние системы пенсионного обеспечения: снижению числа плательщиков страхового взноса и увеличению числа претендентов на социальные выплаты. Поэтому возник вопрос: сохранять ли функционирование громоздкого и неэффективного аппарата контроля и репрессий, присущих административно-командной системе, либо попытаться создать гибкий экономический механизм саморегулирования системы, построенный на рыночных отношениях, а именно: создание широкомасштабной системы негосударственных пенсионных фондов, которые стали для многих стран путем к экономическому благополучию?
Негосударственные пенсионные фонды в экономике развитых стран являются мощным средством стабилизации рынка, выступая в качестве постоянного источника внебюджетных поступлений, активизирующих позитивные процессы в экономическом и социальном развитии общества.
Более десяти лет назад созданием негосударственных пенсионных фондов (НПФ) всерьез занялись россияне. В июле 1995 года в Казахстане был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд.
В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков.
Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. ............