БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра социологии журналистики
Контрольная работа
на тему:
Пересечение журналистики с другими дисциплинами
Выполнял студент 1-группы 3 курса
Белявский Никита Сергеевич
МИНСК 2011
План
Вступление
Коммуникационная теория журналистики
Социология журналистики
Психология журналистики
Профессиональная этика журналиста
Право и "Право массовой информации"
Политология журналистики
Список использованной литературы
Вступление Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио, телевидение, интернет. А потому она охватывает практически все сферы жизни.
Многоаспектность функционирования СМИ, отсутствие четко обозначенных границ их влияния, разносторонность деятельности сотрудников газет, журналов, теле - и радиостудий порождают мнение о том, что журналистика не является самостоятельной профессией. Ее называют субпрофессией, квазипрофессией, занятием, ремеслом, призванием, не нуждающимся в образовании и особых знаниях. Есть и другие, прямо противоположные точки зрения, согласно которым журналистика требует специальной подготовки, широких познаний, навыков, обладает некими организационными характеристиками и нацелена на служение обществу, а значит у нее есть все признаки профессии.
Журналистика предполагает большую или меньшую координированность между потребностями и ожиданиями общества от СМИ, с одной стороны, и профессиональной готовностью журналиста к реализации этих запросов, с другой. Поэтому изучение журналистики связано с такими социально-гуманитарными дисциплинами, как социология, психология, экономика, право, этика, теория коммуникации, политология. У науки журналистики собственная теория, закономерности, понятия, - объясняет профессор Сергей Григорьевич Корконосенко, - у других наук - свои. Но можно найти зоны пересечения, где они работают вместе. Так возникает, скажем, социология журналистики, коммуникационная теория журналистики, психология журналистики, экономика журналистики. Или - политология журналистики.
Рассмотрим подробнее связь с каждой из дисциплин.
Коммуникационная теория журналистики
Для журналистики массовая коммуникация - это главное поле ее функционирования. Бо́льшая или ме́ньшая пространственно-временна́я отдаленность автора от читателя, слушателя, зрителя - отличительная черта журналистского общения с аудиторией, не лишающая, однако, профессию ее человечески ориентированного смысла. Будучи частью культуры, СМИ призваны содействовать взаимопониманию и связи между людьми. Каким же образом происходит общение через СМИ? Сравним две схемы. Модель системы средств массовой информации включает в себя источники сведений, журналиста, сообщения, каналы передачи информации, аудиторию. Модель процесса коммуникации выглядит так: социальная действительность - коммуникатор - редакция - текст - аудитория - преображенная действительность. Отчетливо видно совпадение основных компонентов: главными фигурами в той и другой моделях служат журналист (редакция) и аудитория (читатели, зрители и слушатели), общение которых невозможно без текста.
Социология журналистики Журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на чётко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. ............