Пейзаж в русской поэзии и живописи второй половины XIX века
Особенности культуры XIX века
Вторая половина XIX века - это время подъема общественного движения, расцвета реализма, бурного развития научно-технической мысли.
Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России. Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны.
Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса.
Именно со второй половины XIX века люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой - интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего - из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала «разночинцами».
Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение.
Большинство интеллигентов болезненно переживали свой отрыв от народа, стремилось помочь ему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству.
Все это отложило отпечаток на искусство и литературу того времени.
Пейзаж в русской живописи
Айвазовский
Родился в семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Отцу мальчика, на попечении которого были две дочери и три сына, после постигшей Феодосию в 1812 году эпидемии чумы жилось тяжело. Содержать семью помогала ему жена Рипсиме, искусная вышивальщица.
Маленький Ованес проявил исключительные способности к рисованию и музыке, хорошо играл на скрипке. Он, в частности, с увлечением копировал гравюры из книги о борьбе греков против османского владычества.
Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у известного пейзажиста Максима Воробьева, у А. Зауервейда, у мариниста Ф. Таннера.
Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро. Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. В 1837 году, окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. Однако первоначально молодого художника командировали в Крым писать виды приморских городов. ............