Формирование предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла. (На примере интегрированного урока по истории и литературе в 6 классе)
Учителя: Денисова Елена Радомировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории;
Сядейская Юлия Андреевна, учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
Тема урока: «…В битвах за честь и славу» (Средневековое рыцарство: история и культура)
Цель: - углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья
Задачи:
· формирование коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)
· формирование учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с историческими, литературоведческими источниками и документами)
· формирование информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных результатов)
Пояснительная записка
Работая в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны, и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса (32 человека) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию собственной личности, ориентированной на достижения успеха.
7. Вид урока: повторительно-обобщающий
8. Тип урока
- по когнитивному типу: поисковый межпредметный
- по оргдеятельностному типу: групповая работа
- по коммуникативному типу: бинарный урок
9. Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:
- работа с наглядными пособиями
- мультимедийные проекты
- «каждый учит каждого»
- работа в малых группах
- элемент ролевой игры
- разрешение проблем («дерево решений»)
10. Виды ключевых компетенций:
- информационно-коммуникативная
- учебно-познавательная
- общекультурная
- ценностно-смысловая
11. Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:
- рефлексия чувств (на уроке)
- рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)
Д/З: Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале
В ходе подготовки к уроку На уроке Получение новой информации Твоё личное участие в работе малой группы Полученный результат работы малой группы Деловое общение участников малой группы Данная тебе возможность проявить себя Возможность получения оценки
13. Оборудование:
· мультимедийное сопровождение
· раздаточный материал (листы помощи)
14. Оформление доски: средневековые гербы, плакат-сюрприз
Ход урока
1. Организационный момент:
· тема урока
· цели, задачи урока
· объяснение хода урока
2. Повторение изученного материала (вопросы классу):
· Что такое баллада?
· В творчестве каких русских поэтов девятнадцатого столетия жанр баллады получил своё развитие?
· Что такое «сословие»?
· На какие сословия было разделено средневековое общество?
3. Сообщения учащихся:
Ø Группа Историков (8 человек)
В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. ............