Часть полного текста документа:Почему большинство международных сделок заканчивается плачевно. Количество транснациональных слияний и поглощений с 1990 по 2000 г. увеличилось в пять раз и после временного затишья вновь продолжило расти. Результаты многочисленных исследований показывают, что международные слияния и поглощения, как правило, бывают неудачными. Но даже объективные данные не могут умерить аппетиты гендиректоров, стремящихся выйти на международные рынки. По данным исследовательской компании Dealogic, в I квартале 2005 г. объем международных сделок составил $75 млрд, что в три раза больше по сравнению с прошлым годом. Среди заметных сделок - предложение о покупке за $13 млрд компанией Pernod Ricard конкурирующей фирмы - производителя напитков Allied Domecq и продажа IBM за $1,75 млрд своего подразделения по производству персональных компьютеров компании Lenovo крупнейшему китайскому производителю ПК. Теоретически существует три разумные причины покупки иностранных компаний. Во-первых, с помощью подобных сделок можно быстрее и легче попасть на зарубежный рынок. Покупается не только бизнес, но и брэнд, знакомый потребителям данной страны. А если существуют торговые ограничения, поглощение может быть единственным способом их преодолеть. Во-вторых, международная диверсификация может стабилизировать поток денежных средств и поглощающая компания станет казаться менее рискованной для финансовых рынков. В результате теоретически стоимость капитала может снизиться. Случится ли это на практике - весьма спорный вопрос. В-третьих, освоение зарубежного рынка увеличивает масштаб, в котором компании могут эксплуатировать нематериальные активы и технологии. Это та самая "синергия" - увеличение эффективности компании, образовавшейся в результате слияния. Именно этим эффектом акционеры оправдывают большинство крупных сделок. Как обнаружил Джо Данболт, преподаватель финансов в Университете Глазго, акционеры британских компаний получают значительно больше, если их компанию приобретает иностранный покупатель. К тому же иностранные покупатели гораздо чаще платят наличными. Однако, результаты многочисленных исследований доказывают, что большинство транснациональных слияний и поглощений заканчиваются весьма плачевно. Сара Мюллер из Школы бизнеса Кокса Южного Методистского университета и Фредерик Шлингеманн из Школы бизнеса Катца Университета Питсбурга изучили 4430 сделок по поглощению компаниями США в период с 1985 по 1995 г. Они рассматривали первоначальную реакцию фондовой биржи на сделки и долгосрочные операционные показатели поглощающих компаний. Их заключение было определенно: "В случае международных сделок американские поглощающие компании имеют значительно более низкие рыночные и операционные показатели, чем в случае внутренних". К подобным выводам пришли также Эрвин Блэк из Университета Бригама Янга и Томас Карнс и Томас Джандик из Университета Арканзаса. В результате исследования долгосрочного поведения курсов акций 361 американской компании, заключившей международные сделки, они пришли к выводу: "В большинстве случаев расширение американских компаний за счет приобретений ведет к снижению их рыночной стоимости". Выходит, что приобретение зарубежных компаний выгодно только на бумаге. ............ |