Часть полного текста документа:Подготовка кадров высшей квалификации В. В. Лаптев Важнейшим условием реализации программы модернизации образования на всех его уровнях является творческая активность педагогов в рамках нормативно-правового поля юридических актов, системно описывающих объект модернизации. Очевидно, что только системный подход ориентирует на целостное представление об объекте, т.е. рассматривает его как систему с многообразными внутренними и внешними связями, которые сводятся в единую теоретическую картину - модель. В этой связи попытка проанализировать существующие нормативно-правовые акты в области послевузовского образования с позиций системного подхода может представлять интерес как с точки зрения совершенствования самой правовой базы, так и для реализации заложенного в этих документах потенциала с целью повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в вузе. Словосочетание с использованием производных от слова "система" терминов в главном вслед за Конституцией РФ законодательном акте, регламентирующем функционирование всей области образования в стране (Закон РФ "Об образовании"), используется только применительно к системе образования. Так, в главе 2 этого закона система образования в РФ представляется совокупностью взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Очевидно, что вопросы подготовки кадров высшей квалификации должны уточняться в Федеральном законе "О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании". Но и в этом законе системный подход имплицитно выражается лишь через определение структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования (глава 2, ст. 4), которая, в свою очередь, представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; научных и других учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений). Интересно, что в соответствии с буквой только что процитированного закона применительно к высшему и послевузовскому профессиональному образованию считается неважной преемственность государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования. ............ |