ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ
ХОЗЯЙСТВЕНОМУ СУДУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Каждый государственный и иной орган, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий.
Подведомственность дел хозяйственному суду определяется ст. 27 ХПК.
Под подведомственностью, или предметной компетенцией, понимают круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и разрешению системы хозяйственных судов Республики Беларусь. Нормы о подведомственности дел предусмотрены как собственно хозяйственным процессуальным законодательством, так и правовыми актами материально-правового характера (ГК, Закон «О банках и банковской деятельности», законодательство о приватизации, о банкротстве и т.д.).
С возникновением самостоятельной ветви судебной власти - хозяйственных судов остро встал вопрос о разграничении подведомственности между ними и общими судами. Правильное определение того, какой из судов вправе и должен рассматривать конкретный спор, необходимо на самом первом этапе как лицу, которое обращается в суд за правовой защитой своих прав и законных интересов, так и судье, рассматривающему вопрос о принятии искового заявления. Точное правовое регулирование правил определения подведомственности дел является одной из гарантий защиты интересов юридических лиц и граждан в хозяйственном процессе. Недостаточная разработанность данного института и несогласованность действующих норм о подведомственности порождают принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судебную защиту. Для реального представления о разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами необходимы объективные критерии, которые, в свою очередь, требуют четких формулировок.
Большинство авторов признают в качестве таких критериев следующие два:
1)субъектный состав участников спора;
2)характер спорного правоотношения.
Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что для точного определения подведомственности дел хозяйственным судам оба приведенных критерия в спорном правоотношении должны быть в наличии. Именно совокупность этих критериев наиболее точно помогает определить подведомственность спора. Учредителями юридических лиц могут быть как физические, так и юридические лица. Спор между юридическим и физическим лицом должен рассматриваться общим судом. Однако если этот спор носит экономический характер и связан, например, с учредительством, то спор между учредителем физическим лицом и учредителем юридическим лицом должен рассматриваться хозяйственным судом.
В ст. 27 ХПК определен субъектный состав участников спора, подведомственного хозяйственному суду:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане;
Республика Беларусь и административно-территориальные единицы Республики Беларусь;
иностранные и международные организации; иностранные граждане и лица без гражданства.
Характер спорных правоотношений выражен следующим образом:
во-первых, хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам;
во-вторых, хозяйственный суд рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
в-третьих, законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
В ХПК приведен не исчерпывающий перечень экономических споров, подведомственных хозяйственному суду. ............