Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Введение В 1877 году А.А. Фет переезжает в купленную им старинную усадьбу в Щигровском уезде Курской области - Воробьевку, которая становится обителью фетовской лирики до конца жизни поэта. Об этом времени он пишет: "... Муза пробудилась от долгого сна и стала посещать меня также часто, как на заре моей жизни". В результате появились один за другим четыре выпуска его лирических стихотворений (1883, 1885, 1888, 1891) под общим названием "Вечерние огни". ""Сумерки" есть у Баратынского; "На закате" недавно издал Полонский; "Вечерние тени" мне почему-то не вполне нравятся; не лучше ли "Вечерние огни"? А чудесная будет книга". (Из письма Н.Н. Страхова Фету от 25 сентября 1882 года).
Мы приступаем к рассмотрению итогового поэтического сборника А.А. Фета "Вечерние огни", главной задачей для нас является изучение поэтики сборника.
Основная часть Этот вариант названия нового сборника оказался навечно связанным с именем Фета. Название было многосмысловым, многозначным, предметным и символическим одновременно. Это был и "вечер жизни", но и тот переходный час от дня к ночи, когда радостнее всего поэт чувствовал свою "легкость", "освобожденность" от дневных, будничных забот. Огонь зажигал уединенный человек, "не занавесивший вечером своих освещенных окон", но за каждым "окошечком" четырех лирических книжек горели бесконечные живые огни природы, космоса.
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан разверзлись небеса,
И спит земля - и теплится, как море.
Мой дух, о ночь, как поздний серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И окрылен дыханием твоим
Готов лететь над этой тайной бездной.
После выхода 1 выпуска "Вечерних огней " Страхов в коротком отзыве на него писал: "Вечерние огни" - чистая поэзия, - в том смысле, что тут ни в мысли, ни в образе, ни в самом звуке нет никакой примеси прозы... Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет, точно чужой среди нас, и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству". Сколько-нибудь широкому читателю того времени стихи Фета были и чуждыми, и просто неизвестными. Критики либо замалчивали его стихи, либо отзывались о них в пренебрежительном и даже грубо - издевательском тоне. Известность фетовских "Вечерних огней" ограничивалась лишь кругом друзей, но это были Л. Толстой, Вл. Соловьев, Страхов, Полонский, Алексей Толстой, Чайковский.
Заглавие, несомненно, говорило о вечере жизни, ее закате. Но "вечерний" день Фета оказался необычным. В стихах, создававшихся на исходе шестого, на седьмом и даже на восьмом десятке лет жизни поэта, его творческий дар достиг высшего расцвета, сохранив свежесть и юношескую силу.
Обычно лирику того или иного поэта разделяют по тематическому признаку: вот любовная лирика, вот гражданская, вот стихи о поэте и поэзии, о природе, о Родине и т.д. Творчество Фета не поддается такому дроблению. Причем, есть у Фета такая особенность: прожив долгую жизнь, он остался вне её поступательного движения. Конечно, его поздние стихи отличаются от ранних по пластике, по тонкости ремесла, но не случайно он смог собрать все стихи в один сборник "Вечерние огни". ............