ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Творческая биография
ГЛАВА 2. Жанровое многообразие поэзии Грифиуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Немецкая поэзия XVII века - одна из ярких и мало известных у нас страниц европейской и мировой лирики. Такие значительные поэты, как Андреас Грифиус, Мартин Опиц, Пауль Флеминг и многие другие, блестяще отобразили свой трагический и бурный век и заложили основы позднейшей немецкой поэзии. Стихи их предстают и как памятники эпохи, и как образец литературного стиля барокко. Они оживают в переводах Льва Гинзбурга. Большая часть стихотворений публикуется на русском языке впервые.
В 1648 году закончилась, наконец, Тридцатилетняя война, до основания потрясшая всю общественную жизнь Германии. Страна лежала в развалинах.
По словам Ф. Меринга, «Германия была отброшена в своем развитии назад лет на двести; до двухсот лет потребовалось ей для того, чтобы снова достигнуть того экономического уровня, на котором она стояла в начале Тридцатилетней войны. По вестфальскому миру Франция захватила самые богатые области Западной Германии; на севере Швеция отбила устья Одера, Эльбы и Везера; обе страны получали право вмешиваться в германские дела. Безвозвратно исчезли последние остатки императорской и имперской власти».
«Положение Германии было самое безотрадное. В стране, распавшейся на множество захолустных независимых княжеств, царила феодальная анархия, поскольку «полный упадок центральной власти» открывал широкий простор княжескому своеволию. Нимало не заботясь об интересах народа и государства, «немецкие князья наживались на Вестфальском мире, соревнуясь между собой в том, кто выгоднее продаст себя загранице».
Уныние и отчаяние царили в широких общественных кругах. Бедственное положение страны, почти до основания разрушенной Тридцатилетней войной, великое разорение народа, катастрофическая деградация бюргерства, некогда игравшего ведущую роль в хозяйственной и культурной жизни Германии, и, наконец, разгул феодально-крепостнической и церковной реакции подготовленной всем ходом немецкой истории после разгрома крестьянско-плебейского движения 1525 - 1535 годов, — все это порождает мрачные настроения в творчестве ряда выдающихся деятелей немецкой литературы середины века. Мир перестал быть для них цветущим плодоносным садом, он превратился в юдоль слез и неизбывной печали, из которой нет выхода в царство земной человеческой радости. Даже творчество передовых писателей этого времени нередко окрашено в мрачные трагические тона» [4,311].
По мере того как углублялся трагизм немецкой жизни, основанный на военных действиях, в немецкой литературе все громче звучали голоса барокко. Характерно, что классицизм с его уравновешенностью и твердой верой в людские ценности, настолько пышно расцветший в соседней Франции, не смог обосноваться в Германии того времени. Он был смят и раздавлен налетевшей военной бурей, нанесшей стране такой моральный и материальный ущерб, от которого она долго не могла оправиться. В сущности самой высокой вершиной немецкого классицизма XVII в. так и осталось творчество его основоположника Мартина Опица. Но и Опица коснулись веяния барокко, коснулись они П. Флеминга и других основателей Силезской школы, не говоря уже о Фридрихе Шпее, поэзия которого была барочной в своей основе. ............