Часть полного текста документа:Поглощение воды корнем и ее транспорт у цветковых растений О.В. Петунин, учитель биологии средней школы с углубленным изучением отдельных предметов № 32, г. Прокопьевск, Кемеровская обл. Спецкурс "Физиология растений" предназначен для учащихся, изучающих биологию углубленно (11-й класс, 34 ч). Программа спецкурса предусматривает изучение раздела "Передвижение веществ по растению" на четырех уроках по темам "Поглощение воды корнем и ее транспорт у цветкового растения", "Транспирация и ее физиологическая роль", "Поглощение минеральных веществ корнем и транспорт ионов у цветковых растений", "Транспорт органических веществ у цветковых растений". Урок "Поглощение воды корнем и ее транспорт у цветковых растений" рассчитан на 40-45 мин. В 10-м классе учащиеся изучают спецкурс "Анатомия и морфология растений" (34 ч), поэтому в 11-м классе вопросы анатомии и морфологии растений только повторяются по ходу урока. На уроках общей биологии и химии школьники уже изучили понятия осмос, осмотическое давление, поэтому и эти вопросы в ходе данного урока лишь повторяются. Цели урока - актуализировать знания о строении корневых волосков, ксилемы, молекулы воды, о понятиях осмоса, осмотического давления, кагезии, адгезии и др. Рассмотреть физиологические механизмы всасывания воды корнем. Изучить механизм передвижения воды у цветковых растений. Совершенствовать навыки учащихся в работе с лабораторным оборудованием, постановке опытов. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельности у учащихся. Оборудование: живые растения, побеги растений, пробирки, лупы, растительное масло, чернила, вазелин, стеклянная и резиновая трубки, скальпель и таблицы "Строение корня", "Клеточное строение листа", "Строение стебля". Опыты, закладываемые учащимися накануне урока Предлагаемые нами опыты широко известны, т.к. входят в программу основной школы, но объяснение школьниками полученных результатов должно быть более научным и глубоким, соответствующим уровню учащихся 11-го класса, изучающих биологию углубленно. Учитель назначает несколько учащихся, и каждый из них закладывает свой опыт (на этом уроке демонстрируются три опыта, значит, в их постановке будут задействованы три школьника). Опыт № 1 Взять растение, выращенное во влажных опилках, отряхнуть его корневую систему и опустить его корни в пробирку с водой. Поверх воды для защиты от испарения налить масло. Отметить уровень воды на стенке пробирки. Через день вновь отметить уровень воды и сравнить его с первоначальным. Из полученных результатов сделать вывод. Опыт № 2 У молодого растения бальзамина срезать стебель на 3-5 см выше корневой шейки. Пенек вокруг смазать вазелином и надеть на него резиновую трубку. Свободный конец ее соединить со стеклянной трубкой (рис. 1). Почву в горшке перед демонстрацией опыта полить теплой водой. Что вы наблюдаете? О чем свидетельствуют результаты опыта? Рис. 1. Опыт, демонстрирующий корневое давление Опыт № 3 Побег какого-либо дерева или кустарника поместите в сосуд с водой, подкрашенной чернилами. Через день препаровальным ножом (скальпелем) срежьте нижнюю часть (примерно 1-2 см) побега. Рассмотрите с помощью лупы поперечный разрез. ............ |