Часть полного текста документа:Поле власти и порнография Прянишников С. В. Материалы доклада на научном семинаре северо-западного филиала РНИИК и ПН. Северо-западный НИИ культурного и природного наследия Санкт-Петербург 2003 Выбор концептуальных положений П.Бурдье как методологической основы исследования проблем феномена порнографии в современном обществе обусловлено тем, что в трудах этого теоретика в качестве эмпирического материала выступали явления моды, дизайна, искусства, фотографии в ХХв. В целом его труды - это интеграция социологии, социальной антропологии, культурологии и в определенной степени права. Этот последний компонент особенно отчетливо проявляется в гипотезе П.Бурдье о функционировании в человеческом сообществе неких полей. В данном понятии социолог пытается объединить человеческий фактор, а конкретнее, действия индивидуумов , подчиняющиеся определенным , строго конкретным законам данного поля, не всегда уловимый духовный контекст, то, что часто в социальных исследованиях называют духовной атмосферой, а также элементы социальной организации, а подчас и социальных структур. Согласно концепции П.Бурдье, поля чрезвычайно разнообразны. Однако в их совокупности существует определенная иерархия. Поле власти является господствующим в этой иерархии. Оно репродуцирует определенные нормы социального контроля и стремится навязать свои законы иным , подчиненным полям, хотя они все же обладают достаточной долей автономности. Более того , поле власти способно формировать новые поля посредством своих нормирующих практик.(1) Здесь теоретические изыскания П.Бурдье соприкасаются с идеями еще одного видного социального теоретика М.Фуко. Проблемы власти и порядка он рассматривает в контексте их взаимоотношений с телом человека. Действительно, личность обладает не только духовностью, она имеет тело, которое выступает посредником между индивидуальным и социальным. М.Фуко уделяет особое внимание изучению противоречий между потребностью удовлетворять человеческие инстинкты и системой социальных ограничений. И главным здесь является вопрос о механизме взаимодействия микрополитических регуляций тела и макрополитического надзора за населением вообще. Хорошо отлаженный, этот механизм путем дисциплинарного воздействия формирует податливые тела, энергию которых легко направить в необходимое государству русло.(2 ) При этом речь идет о власти, которая по мнению М.Фуко начиная с 17 века развивалась в двух направлениях : как дисциплинарная политика, направленная на человеческое тело и как регулирующая политика, направленная на население в целом М.Фуко пишет о зарождении так называемой биологической власти, " наиважнейшей функцией которой с определенного момента возможно не стало более умерщвление, но конфискация жизни с начала и до конца"(3) При этом данная власть - это не обязательно государственный институт или структура. Это целая сеть разнообразных отношений, которые согласно уже концепции П.Бурдье, органично входят в поле власти. Оно всегда стремится дисциплинировать человеческое тело. Методы и направленность дисциплинарного воздействия разнообразны и во многом историчны . Но одной из наиболее традиционных властных практик управления человеком является контроль за сексуальной сферой. ............ |