1. Место и роль прогноза в политике и политической деятельности Политическая жизнь невозможна без прогнозирования будущего. Если претендовать на политическое руководство, надо уметь предвидеть политические события. Прогнозирование – важнейшая функция управления.
Политический деятель, желающий успешно реализовать определённые программы, планы, решения, должен с помощью прогноза ответить, прежде всего, на следующие вопросы: как изменится существующая в настоящее время политическая ситуация до момента начала осуществления предусмотренных планов? Сколько времени придется ждать первых результатов? Как изменилась бы ситуация если бы мероприятие не было проведено вообще? Прогностические ответы на эти вопросы могут стимулировать политического деятеля, модифицировать предусмотренные им политические акции или полностью заменить их.
Политические события не случаются сами по себе, в их основе лежит деятельность человека. Поэтому, в прогнозе переплетаются объективные и субъективные элементы. Прогноз политических событий направлен на выявление того, что произойдёт в результате определённой человеческой деятельности при существующих тенденциях общественного развития. Следовательно, прогнозирование нельзя сводить к установлению той или иной степени вероятности события, ибо основу прогнозов составляют не только законы теории вероятности, но и законы детерминизма.
Любой политик переносит в будущее свои цели, планы, проекты, программы, волевые намерения. Каждая цель есть проецируемая на перспективу установка. Сегодняшние преобразования во всех областях жизни, нормы и идеалы ориентированы на перспективу и представляют собой проецируемый на будущее порядок, определяющий действия людей в современных условиях. Будущее людей – область исторически неизбежного или исторически вероятного. Задача прогнозирования состоит в том, чтобы исследовать эту область. Во времена Аристотеля знали только одну дилемму: истина или ложь. Позднее выяснилось с полной достоверностью: есть третий вариант – вероятное, возможное. Утверждение обрело гипотетичность.
Важно понимать, что прогноз не предусматривает активного воздействия на социально-политические процессы, он не связан непосредственно с конкретным решением перспективных политических проблем, по сравнению, например, с планом. Зато он характеризуется большей широтой диапазона возможных альтернатив, более высоким порядком многовариантности, позволяет учитывать взаимоисключающие варианты.
Практика управления социально-политическими процессами показывает, что чем успешнее прогнозирование, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы – значит, предвидеть ход развития политических событий.
Теоретическое значение прогнозирования для развития науки огромно, так как оно выступает в качестве метода проверки научных теорий и гипотез. С точки зрения генезиса, основное значение прогноза, как и всякого знания, состоит в том, что оно отвечает настоятельным запросам практического действия человека. Всюду, где ставится вопрос о действии, тем самым ставится вопрос о знании и прогнозе. Любое стремление изменять окружающую действительность должно быть неизбежно связано с представлением о том, в каком направлении следует её изменять. ............