Cодержание
Введение
1. Основные экономические показатели Кубы
2. Экономическая блокада Кубы
2.1 Основные направления блокады
2.2 Экстерриториальность американской политики
2.3 Закон Хелмса-Бертона
3. Попытки Кубы противостоять мерам США
Заключение
Литература
Введение На сегодняшний день Куба остается одним из немногих государств, придерживающихся социалистической модели развития, причем в достаточно радикальной (в отличие от Китая) ее форме. Кроме того, вызывает серьезные сомнения степень демократичности и легитимности Кубинской власти в лице ее бессменного лидера – Фиделя Кастро, который фактически остается пожизненным руководителем страны. Все это, а также некоторые действия властей Кубы, дает повод США и мировому сообществу в целом утверждать, что на Кубе установлен диктаторский режим и, соответственно, принимать меры «по поддержке демократии» в этой стране.
Подобная политика проводилась США со времени победы кубинской революции в 1958 году и до сегодняшнего времени основные векторы этой политики не изменились.
Что же делает актуальным изучение этой проблемы? Дело в том, что курс администрации США остался фактически неизменным, не смотря на то, что международная ситуация изменилась в корне. Нет более СССР, «призрак коммунизма» давно уже не бродит ни по Европе, ни по Латинской Америке, и тем не менее меры США в отношении Кубы еще более ужесточились.
Это заставляет искать более глубокие корни американской политики по отношению к Кубе, чем это провозглашают политики обеих стран.
Цель работы: проанализировать политику США в отношении Кубы после распада СССР.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать экономическое развитие Кубы в рассматриваемый период.
2. Выявить основные направления экономической блокады США Кубы.
3. Охарактеризовать усилия кубинских властей по противодействию мерам США.
1. Основные экономические показатели Кубы Внезапное крушение "мировой социалистической системы" привело к самым серьёзным экономическим последствиям для всех участников соцблока. Это постигло, прежде всего, малые страны, экономика которых в решающей мере зависит от состояния хозяйственных связей с крупными государствами-партнёрами. Куба не стала исключением. В результате глобальной перекройки геополитической карты остров потерял, согласно некоторым оценкам, до 85% своих рынков. Его экспорт сократился более чем на 66%, а импорт - более чем на 75%. По сути, оказались парализованными все сферы многолетнего советско-кубинского сотрудничества.
Поставленное перед реальностью самоустранения России от масштабного участия в экономике острова, кубинское руководство было вынуждено начать проводить политику, опирающуюся на иные факторы и источники развития.
Взоры руководителей страны обратились к потенциальным инвесторам со всего мира. На остров ринулись зарубежные корпорации, готовые внести свой вклад в отрасли народного хозяйства Кубы. Сотрудничество с иностранными партнёрами не ограничивается созданием совместных предприятий и ассоциаций. Началось формирование зон свободной торговли. Приток иностранных инвестиций позволил обеспечить занятость примерно 5% трудоспособного населения страны. ............