Часть полного текста документа:Всероссийская государственная налоговая академия Министерства по налогам и сборам Российской Федерации Тема. Политико-правовая идеология в странах Арабского Востока в средние века. Реферат по курсу "История политических и правовых учений" студента юридичес-кого факультета заочного отделения Магомадова М. Г. Группа ЮЗ-401 Дата защиты: Оценка: Москва-2001 СОДЕРЖАНИЕ Глава I. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли Глава II. Проблемы государства и политики Глава III. Политические учения ЛИТЕРАТУРА Глава I. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. С самого начала исламского призыва мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учетом соответствия этих действий принципам ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне (шариат - "прямой путь") и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов шариата (фикх - "глубокое понимание веры"). Исходя из заключения, что Коран (как предвечная Небесная Скрижаль, Откровение Всевышнего и Всезнающего Бога), и Сунна Пророка Мухаммада (а.с.с.) (как совокупность высказываний и поступков этого необыкновенного человека, избранника Божьего, лидера нации, Пророка и руководителя государства) в принципе содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов - знатоков религиозных законов - стало "извлечение" этих предписаний. Для этого они использовали: согласованное мнение авторитетов (иджма'), в том числе сахабов (сподвижников) Пророка (а.с.с.); суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс); отказ от решения по аналогии или его корректировки в случае, если оно нецелесообразно (истихсан, введен в обиход имамом Абу Ханифой); выведение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применен имамом Маликом); вспомогательным источником в ханафитской школе является местное право ('урф, или адаты). Первым шагом на пути возникновения мусульманско-правовой доктрины явился "рай" - относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана и Сунны и формулировании новых правил поведения в случае их молчания. Данный принцип получил нормативное закрепление в знаменитом предании о разговоре Пророка (а.с.с.) со своим сподвижником Муазом ибн Джабалой, назначенным наместником в Йемен: "По чему ты будешь судить?" - "По писанию Аллаха", - ответил Муаз. "А если не найдешь?" - спросил Пророк (а.с.с.). "По Сунне Посланника Аллаха", - сказал Муаз. "А если не найдешь?" - вопрошал Пророк (а.с.с.). "То вынесу решение по своему усмотрению", - сказал Муаз. "Хвала Аллаху, который наставил посланца Посланника Аллаха на путь, угодный его Посланнику!" - воскликнул Пророк (а.с.с.). Это предание (хадис) толкуется мусульманскими правоведами как поощрение Пророком (а.с.с.) решения судебных споров на основе собственного усмотрения судьи по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне. Мусульманские ученые часто приводят и другой хадис, свидетельствующий о том, что Пророк (а.с.с.) всячески поощрял "иджтихад" - свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права: "Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере". С развитием теории методологии иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахидами стали называть лиц, получивших такое право. ............ |