Часть полного текста документа: 1. В начале своего возникн-я полит мысль у древних народов - египтян, индусов, китайцев...- восходит к мифологическим истокам и оперирует мифолог-ми представлениями о месте человека в мире. У всех народов порядки освещены божественным началом, они предопределены изначально. Но способы и характер связи этого б-го начала с земными отношениями освещаются в мифолог-м сознании разных народов по-разному. Так не ранее, чем во 2 тыс. до н.э. по древнекитайскому мифу о божест-м происхождении и хар-ре земной власти - именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. император Китая) явл-сь единств-ой точкой связи с высшими небесными силами. В Египте, Вавилоне, Индии бытовали и несколько иные подходы, по которым Боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем греков), Боги выступали также и в качестве первонач-х непосредст-х правителей и законодателей в общ-ах и госуд-ах, кот-е они сами создали. Аналогичные объяснения природы власти были свойственны практически всем народам этой благоприятной для жизни человека средней полосы земного шара. Параллельно мифологическим трактовкам власти возникают чисто теологические и даже рационалистические учения о власти и государственном устройстве. 2. Феодальный строй и абсолютистские режимы исчерпали себя задолго до Нового времени, еще в 15 веке, с кот начинается упадок феодализма и зарождение капитал-х отношений. Более 2 веков продолжалась агония феодального гос строя, сопровождаемая внутридворцовыми переворотами и кровавыми рев-ми. Научное прозрение человечества, накопление идей о рацион-м утср-ве общ-ва создало предпосылки для перехода кол-ва в кач-во - кардинальной смены приоритетов в господствующей идеологии и массовом сознании. Новая эпоха однозначно высказыв-сь за первичность прав человека, законность, полит-й плюрализм и др демократич-е идеи. Пришла пора новой - буржуазной - демократии и новых полит идей, которых требовало время, ожидало общ-во и оплачивал восходящий класс капиталистов. Обществоведческая мысль металась м/у несколькими "огнями" - полит интересами экономики господствующих классов, идеями рационализма и оптимальности, интересами королей и широких гражданских масс. 3. В противовес рабовлад-й идеологии христ-во проповедовало рав-во всех перед Богом, восхваляло труд и, осуждая бедность, не считало ее пороком. Христианская церковь определенно высказывалась против жадности, стяжательства, эгоизма, владения собств-тью. Церковь делала ставку на добро, кот понимала как непротивление злу, смирение, гуманизм милосердие, отвергала насилие. Не убий, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя и др нормы прав5едной жизни закладывали в обществ-ю жизнь опр-е общ-е ценности и ориентировали на их выполнение всех простых смертных. Эти заповеди христ-й морали можно считать духовным источником утопического соц-ма. 4. впервые в комун учении обещество было осознано как целостный организм, в котором производительные силы и производственные отношения определяют все др сферы. Отсюда - для того чтобы общество стало справедливым изменения должны происходить в сфере производства и распределения жизненных благ. (в капиталистич - возрастающее богатство на одном полюсе приводит к накоплению нищеты на др. 5. ............ |