Полиция печати
Под общим термином «печать», «пресса» разумеется совокупность различных способов выражения мысли, делающих произведения ее доступными одновременно большому количеству людей. Являясь главным фактором просвещения и могущественным орудием прогресса во всех отраслях народной жизни, печать может осуществлять свое назначение лишь при наличности благоприятных условий, которые гарантировали бы ее свободное развитие. Установление этих условий есть одна из важнейших и вместе с тем труднейших задач государственного управления. Трудность ее вызывается главным образом тем обстоятельством, что наряду с обеспечением свободы печати государству надлежит иметь в виду возможность злоупотреблений свободою. Сообразно с различными видами таких злоупотреблений, государству необходимо, создать систему соответственных мер, которые, с одной стороны, могли бы предупреждать их, с другой—устанавливали бы ответственность за эти злоупотребления. Совокупность таких мер и обозначают термином «полиция печати», разумея слово «полиция» в широком смысле.
Прошлая история и современная действительность раскрывают самые разнообразные комбинации условий, в каких печати приходилось и приходится развиваться. При всем своем разнообразии, меры государства по отношению к печати могут быть сведены к двум главным типам. Это, во 1-х, система предупредительных мер, в основе которой лежит институт предварительной цензуры, и во 2-х, система репрессивная, в основу которой полагаются не предупредительные меры, a судебное преследование возникающих в области печати или при ее посредстве преступлений и правонарушений. С каждой из этих систем ознакомит обзор тех условий, в каких находилась печать в различных государствах в различные периоды их истории.
Возникновение предварительной цензуры
Первые попытки установить предварительную цензуру для произведений печати явились вскоре после изобретения книгопечатания. Это изобретение, великое значение которого на первых же порах не подлежало никакому сомнению, стало быстро распространяться. Выгоды и преимущества нового способа выражения мысли, облегчавшего и упрощавшего ее распространение, благодаря возможности в короткое время воспроизвести большое количество экземпляров и вследствие этого удешевить их стоимость, были очевидны и возбуждали восторг и удивление в людях того времени, имевших до тех пор в своем распоряжении лишь рукописную литературу. Несмотря на то, что она, под влиянием давно уже начавшегося оживления мысли, получила сильное развитие, и производство рукописей приняло огромные размеры, сделалось даже промыслом, занимавшим не малое количество рук, несмотря на это, цена манускриптов была все-таки очень высока. Они были доступны лишь богатым людям, к тому же и количество экземпляров по необходимости было весьма ограничено.
Около 1450 года типографское искусство возникло в Майнце и оттуда стало распространяться по умственным центрам западной Европы: в 1467 г. оно появляется в Риме, в 1469 г.— в Венеции, в 1470 г.— в Париже. К концу ХV-го века в разных странах насчитывают уже более 200 городов, имеющих свои типографии.
Если принять во внимание, что средние века вообще ж в особенности XV и XVI столетия были эпохой оживления религиозной мысли по преимуществу, что к этой эпохе относятся ожесточенные богословские споры и распри, привлекавшие к себе внимание образованных людей того времени, что тогдашняя литература и наука носили теологический характер,— если принять все это во внимание, то неудивительным представится тот факт, что первые попытки вмешательства в область печати с целью ограничить свободное выражение мысли были предприняты органами церковной власти.
Один из наиболее ранних опытов устройства предварительной цензуры имел место в Кёльне. Органом ее являлся местный университет, как свидетельствуют пометки на книгах, напечатанных в Кёльне в семидесятых и восьмидесятых годах XV столетия (главным образом в 1479—1483 гг., а одна в 1475 г.).
В 1486 году установлена была цензура там, где зародилось самое искусство книгопечатания, в Майнце. ............