Тема: Положительные и отрицательные аспекты обучения на рабочем месте
В настоящее время вопрос обучения персонала очень актуален для большинства российских компаний по многим причинам:
· компании очень быстро развиваются и расширяются, и, как следствие, появляется необходимость в сотрудниках, знающих все бизнес-процессы своей организации и способных возглавить новые направления деятельности компании;
· применение высокотехнологичного оборудования требует специальных квалифицированных знаний;
· обучение обеспечивает повышение ценности человеческих ресурсов компании и, как следствие, увеличение привлекательности и стоимости компании в целом.
Так менеджмент по работе с персоналом ООО «Техэксперт» встал перед необходимостью разработки и внедрения собственной внутрикорпоративной комплексной системы обучения персонала.
Обстоятельством, приведшим к осознанию данной потребности компании во введении системы обучения, стало расширение сферы деятельности компании и открытия нового дополнительного отдела по работе с клиентами. В состав дополнительно отдела вошли «старые», проверенные временем сотрудники, и вновь набранные новички.
При этом, конечно, для обучения сотрудников, будущих менеджеров по продажам, необходимо определится, как лучше организовать процесс обучения: на рабочем месте или вне компании.
Надо отметь, что ранее при наборе персонала на должность менеджера по продажам, этим самым продажам вообще не обучали. Бывший руководитель ООО «Техэксперт» стремился нанять сотрудников с опытом продаж и полагал, что при знакомстве с продуктом, они сами начнут максимально эффективно продавать продукт.
Новый менеджмент компании в течение года пытался решить эту проблему, приглашая различных специалистов в области продаж, которые проводили тренинги, якобы способствующие эффективному обучению продажам, но, как выяснилось на них, обучали не тому. Обучение носило общий характер. Например, сотрудника знакомили только со способами преодоления возражений клиента и с методом Коломбо для завершения сделки. Полученные при этом «знания» являлись ненадежными и быстро забывались.
При этом обучение проходило не систематически. Поэтому, для повышения эффективности обучения на рабочем месте было действительно эффективным и оправдывало вложенные средства, необходимо определиться прежде всего с тем, кто должен обучать.
Обучение должны проводить и самим учувствовать: тренера, менеджеры, руководство предприятия.
На предприятии не налажена система обучения – не исследованы факторы кто, кого, чему и как должен обучать.
Обучающие персонал предприятия должен иметь следующие навыки в работе:
· иметь управленческие полномочия;
· быть в курсе стратегических задач;
· пользоваться уважением у коллег;
· в его распоряжении должны быть все необходимые ресурсы для обучения ;
· быть мотивированными для лучшего исполнения обучающих програм.
Лучше, чтобы обязанности по обучению работников оговаривались уже в должностных инструкциях, трудовых договорах, контрактах и соглашениях.
Сотрудники, занимающиеся обучением, должны также направляться на семинары по наставничеству или на тренинги для тренеров.
Далее нужно определиться, кого следует обучать?
Многие считают что необходимо обучать только самых лучших продавцов, т.к. ............