Часть полного текста документа:Поль Валерии - рывок к чистому сознанию А. В. Кудрявцев "Мысль маскирует мыслящее. Эффект скрадывает функцию. Творение поглощает акт Проделанный путь поглощает движение". Поль Валери. В двадцать один год многообещающий молодой поэт дает обет найти "математику интеллекта". Он прекращает писать стихи, резко меняет весь стиль своей жизни. С юношеским максимализмом он отказывается от всего наработанного багажа, считая напрасными накопленные знания, выражает горькие сожаления о впустую потраченном времени. Отныне он везде ищет глубинные принципы, вызывающие к жизни реальные события. "События - это пена вещей. Меня же интересует море" Неосознанное становится врагом этого человека. "Что может быть унизительнее для разума, нежели то огромное зло, какое причиняет какая-то мелочь: образ, мысленный элемент, которому уготовано было забвение". Валери не хотел одалживаться у некой внешней сущности. Он не воспринимал свое бессознательное как часть себя. И только опыт жизни впоследствии вывел его на новый уровень понимания. На протяжении шестнадцати лет ежедневно по несколько часов, Поль Валери проводит, перебирая факты в поисках своего философского камня. Он исследует феномен Леонардо да Винчи, пытаясь реконструировать его образ мысли. И волшебство кажется уже почти раскрытым. "Секрет Леонардо - как и Бонапарта (Валери, как корсиканец по отцу, конечно же, преклоняется и перед гением Бонапарта - А.К.), - тот, которым овладеет всякий, кто достиг высшего понимания, - заключается лишь в отношениях, которые они обнаружили, были вынуждены обнаружить, между явлениями, чей принцип связности от нас ускользает". "Наше сознание не улавливает связности этого целого, подобно тому, как ускользают от него бесформенные и хаотические клочки пространства, разделяющие знакомые предметы, и как теряются ежемгновенно мириады явлений, за вычетом малой толики тех, которые речь побуждает к жизни". "В этих развлечениях, к которым причастна его ученость, неотделимая от страсти, ему сопутствует очарование: кажется, он всегда думает о чем - то другом..." В последнем отрывке прекрасен образ "очарование". Валери обнаруживает ключевую особенность обыденного мышления: "мыслить, значит - почти всегда, когда мы отдаемся процессу мышления, - блуждать в кругу возбудителей, о коих нам известно главным образом то, что мы знаем их более или менее". Уже в зрелом возрасте, возвращаясь к этому этапу своих исканий, Валери писал: "Я продумал и наивно записал несколько раньше это самое мнение в виде следующего пожелания: если бы мне довелось писать, я бесконечно больше хотел бы написать в совершенном сознании и с полной ясностью что - либо слабое, нежели быть обязанным милости транса и потере самосознания каким-нибудь шедевром, хотя бы и лучшим из лучших". Здесь уместно привести мысли ещё одного француза: "Теоретик верит в логику. Он убежден, что пренебрегает мечтой, интуицией и поэзией. Он не замечает того, что эти три феи нарядились в маскарадные костюмы, чтобы соблазнить его, как пятнадцатилетнего влюбленного. Они явились к нему в облике "рабочей гипотезы", "произвольных условий", "аналогии". ............ |