Часть полного текста документа: 2О Г Л А В Л Е Н И Е П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ 1. Практически-деятельное отношение человека к миру. Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5 2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11 2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14 2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления о ее строении и свойствах. . . . . . . . . . . . . . . .23 2.4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи 2 0для развития философии и частных наук . . . . . . . . . . . . . . . .27 3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28 3.2. Основные формы движения материи и принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . . 4 0.32 3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33 3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35 4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 4.1. Пространство и время - формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41 4.2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43 4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46 4.4. Критика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52 4.5. Концепция множественности нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59 5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ 1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67 2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83 3. Структурные компоненты общественного сознания и их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93 . Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани- ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи- мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее. Человек отличается от животного 1прежде всего 0 использованием ору- дий труда, 1 вследствие 0 чего его деятельность становится 1 целе 0направ- ленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то- пором. Животное, иначе говоря, 1 непосредственно 0 действует на потреб- ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру- да (каковое 1 само по себе 0 его не интересует),- в силу чего потребный объект становится целью. 1 Цель 0, по Аристотелю, есть то, чего в при- роде нет, но против чего она не возражает и что 1 0потребно человеку, представляя для него определенную 1 0ценность... Поэтому познавательное отношение к действительности - существен- ная предпосылка 1 целе 0направленной деятельности человека по 1 изменению природной и социальной действительности (животное потребляет 1 налич- 1ные 0 ресурсы природы; человек же 1 0 1производит 0 потребные ему условия существования). ............ |