Часть полного текста документа:Поощрительные правоотношения М.Г. Седельникова, Омский государственный университет, кафедра трудовогоправа Правовая норма "раскрывает свои потенциальные возможности, становится "непосредственной производительной силой"... только в том случае, если она переводится на язык практических действий" [1, с.14], а именно: реализуется в правоотношении. Поэтому интерес ученых-юристов к правоотношению как к правовой категории стабильно высок. Не являются исключением и поощрительные правоотношения. Хотя проблемы, связанные с ними, рассматривались в юридической литературе неоднократно, в теории трудового права не сложился единый подход к понятию "поощрительное правоотношение". Диапазон мнений по данному вопросу чрезвычайно широк: от "если поощрение производится внутри предприятия, то ни о каком поощрительном правоотношении не может быть и речи" [2, с.28], до признания поощрительного правоотношения, но в рамках единого трудового правоотношения [3, с.75]. Однако ряд авторов, занимая верную, на наш взгляд, позицию, признают существование самостоятельного поощрительного правоотношения (А.И.Процевский др.) либо комплекса таких правоотношений (В.Н.Скобелкин). Анализ высказанных точек зрения и законодательной базы позволяет сделать ряд выводов. Действительно, правовые связи, возникающие при выборе меры поощрения, издании акта применения и его реализации чрезвычайно разноплановы и отличаются по содержанию, субъектному составу, юридическим фактам. Но несмотря на это, материальной основой каждого из них являются трудовые достижения работников, целью - поощрение за труд. Различия же в поощрительной процедуре обусловлены лишь различием степени значимости этих достижений - на уровне предприятия, муниципального образования, субъекта Федерации либо Российской Федерации в целом. Особое место в комплексе поощрительных правоотношений занимают отношения, связанные с отменой акта о поощрении. Они, в свою очередь, являются неоднородными по содержанию. Во-первых, основанием отмены поощрительного акта является обнаружившаяся недостоверность сведений о достижении поощряемого результата. На наш взгляд, поворот решения в данном случае может иметь место только при умышленном (преднамеренном) сообщении заведомо ложных фактов. Во-вторых, за совершение поощряемым субъектом общественно порицаемого деяния. Так, лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. Подобные нормы содержатся в ряде локальных актов - лица, удостоенные почетных званий, учреждаемых на предприятиях, лишаются их за совершение ряда дисциплинарных проступков. В-третьих, из-за отказа поощряемого субъекта принять поощрение. Однако ни законодательство, ни проанализированные нами локальные нормативные акты не предусматривают возможность возникновения подобных правоотношений. На наш взгляд, необходимо закрепление нормы, устанавливающей обязательность согласования с работником вопроса о возбуждении поощрительной процедуры, либо предоставление ему права в течение определенного времени после издания акта применения отказаться от поощрения. ............ |