Постановка и основные свойства транспортной задачи
Транспортная задача (Т-задача) является одной из наиболее распространенных специальных задач ЛП. Частные постановки задачи рассмотрены рядом специалистов по транспорту, например О.Н. Толстым [18; 59].
Первая строгая постановка Т-задачи принадлежит Ф. Хичкоку, поэтому в зарубежной литературе ее называют проблемой Хичкока.
Первый точный метод решения Т-задачи разработан Л.В. Канторовичем и М.К. Гавуриным.
Постановка Т-задачи. Пусть в пунктах А1,…, Am производят некоторый однородный продукт, причем объем производства в пункте Ai составляет ai единиц, i = 1,…, m. Допустим, что данный продукт потребляют в пунктах B1., Bn, a объем потребления в пункте Вj составляет bj одиниць j = 1., n. Предположим, что из каждого пункта производства возможно транспортировка продукта в любой пунктпотребления. Транспортные издержки по перевозке единицы продукции из пункта Ai в пункт Вj равны cij (i = 1., m; j = 1., n). Задача состоит в определении такого плана перевозок, при котором запросы всех потребителей Вj полностью удовлетворены, весь продукт из пунктов производства вывезен и суммарные транспортные издержки минимальны.
Условия Т-задачи удобно представить в виде табл. 1.1. Таблица. 1.1.
Пункт потребления
Пункт производства
B1
B2
.
Bn
Bj
ai
A1
C11
C12
.
C1n
a1
A2
C21
C22
.
C2n
a2
Am
Cm1
Cm2
.
Cmn
am
Ai
bj
b1
b2
.
bn
Объем производства
Объем потребления
Пусть количество продукта, перевозимого из пункта Ai в пункт Вj.
Требуется определить множество переменных , i = 1., m, j = 1., n, удовлетворяющих условиям
(1.1)
(1.2)
и таких, что целевая функция
(1.3)
достигает минимального значения.
Условие (1.1) гарантирует полный вывоз продукта из всех пунктов производства, а (1.2) означает полное удовлетворение спроса во всех пунктах потребления.
Таким образом, Т-задача представляет собой задачу ЛП с числом переменных, и (m + n) числом ограничений равенств.
Переменные удобно задавать в виде матрицы
(1.4)
Матрицу X, удовлетворяющую условиям Т-задачи (1.1) и (1.2) называют планом перевозок, а переменные – перевозками. План , при котором целевая функция минимальна, называется оптимальным, а матрица С= – матрицей транспортных затрат.
Графический способ задания Т-задач показан на рис. 1
Рис. 1
Отрезок AiBj называют коммуникацией. На всех коммуникациях ставят величины перевозок xij.
Вектор Pij, компоненты которого состоят из коэффициентов при переменных xij в ограничениях (3.1.1) и (3.1.2), называют вектором коммуникаций:
Вводят также вектор производства-потребления P0, где
.
Тогда ограничение (3.1.1) и (3.1.2) можно записать в векторной форме
, (1.5)
Свойства транспортной задачи
1. Для разрешимости Т-задачи необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие баланса
, (1.6)
то есть, чтобы суммарный объем производства равнялся объему потребления.
Доказательство. Пусть переменные xij, i = 1., m; j = 1., n удовлетворяют условиям (1.1), (1.2). Суммируя (1.1) по , а (1.2) по , получим:
.я
Отсюда , что и доказывает необходимость условия баланса Т-задачи.
Пусть справедливо условие (1.6). ............