Часть полного текста документа: Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории (доклад) Выполнили: Студенты историко-филологического факультета, IV курса группы "Г". Шиминг М., Романенко В., Колесникова О. Проверил: Федорова И.Е. Благовещенск, 2001 Понятие о познавательных задачах и заданиях. Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений - это система познавательных задач и заданий. Познавательное задание - это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов - мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Традиционно их делят на образные, логические и оценочные: Образное задание - это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Пример: Составить исторический портрет видного деятеля той или иной эпохи. Чингисхан: * Был сыном одного из предводителей монгольских племен * В молодости его звали Тимучин * В 1206 году был провозглашен каганом или великим ханом * Во время походов занял Северный Китай, Восточный Туркестан, государства Средней Азии * Был высокого роста, обладал отличным здоровьем, отличался большой храбростью и выдержкой, в самых сложных обстоятельствах не терял присутствия духа, имел талант красноречия, был хорошим наездником, прекрасно стрелял из лука и отлично владел копьем * Был неграмотным, но державой управлял на началах взаимного согласия * Перед смертью свою империю разделил на три части и отдал своим сыновьям В каждом конкретном случае общие требования к образным заданиям дополняются более точными, вытекающими из соеобразия темы и формы задания. Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно - логического мышления. Пример: "Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара". Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Свой ответ обоснуйте. При выполении задания учащиеся должны: 1. Установить автора высказывания и сформулировать свой ответ. 2. При его обосновании: А) оперировать экономическими понятиями: монополия, единый рынок, конкуренция, предпринимательство и другими. Б) привести конкретные факты, подтверждающие соответствие высказывания экономической политике его автора В) вероятно, сравнить экономическую политику Петра I и Екатерины II 3. И, по желанию, определить последствия экономической политики автора высказывания. Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль. Пример: Судьба американских безработных по их собственным рассказам. Пат Догерти. Лос-Анжелес, Калифорния: В 1931 г. я в общей сложности проработал 5 дней. Один раз я увидел, наконец, объявление, касающееся женатых людей, которые должны были сообщить свое имя, чтобы получить работу в нефтяных районах. ............ |