Часть полного текста документа:ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ВВЕДЕНИЕ Православное христианское образование может осуществляться только в контексте полноты жизни Церкви и ее свидетельства в мире. Цели христианского образования включают в себя передачу новым поколениям фундаментальных истин веры и учения Церкви, должное приготовление к участию в богослужении и подготовку членов Церкви к жизни свидетельства и служения Христу в Духе Святом. Мы начнем наш разговор о месте образования в жизни Церкви с исторического обзора развития христианского образования и катехизиса. Нашей задачей будет прояснить общее видение, лежащее в основе православного образования. Наконец, мы можем обратиться к конкретным вопросам и проблемам преподавания, стоящим перед нами сегодня, и попробовать предложить решения и рекомендации для организации христианского образования для разных возрастных групп. Все эти подходы к пониманию задач Церкви в области образования важны и полезны, и я надеюсь, что за время наших следующих встреч мы сможем уделить хотя бы небольшое время каждому из них. Для начала необходимо заметить, что мы живем в двух предельно различных обществах. Тем не менее, у нас немало общих проблем: таких, например, как секуляризм и растущий культурный плюрализм. Однако самое главное состоит в том, что мы вместе являемся наследниками богатой традиции православной Веры. Я надеюсь, что исходя из нашего общего опыта Веры мы сможем сегодня начать плодотворный разговор. В течение последних тридцати лет мне довелось работать с православными учителями и катехизаторами во многих странах: Ливане, Греции, Румынии, Франции, Финляндии, Чили, Египте, многих странах Африки и Восточной Европы. Мой опыт показывает, что несмотря на различия в культуре и обстоятельствах, всех нас объединяет понимание общего духа и основного содержания православного образования. Разумеется, наши братья и сестры, православные преподаватели, работающие в разных странах, должны выработать свои собственные решения для стоящих перед ними проблем, и только вы сами можете определить, что должно быть сделано в условиях вашего времени и общества. Тем не менее, вместе мы можем рассмотреть опыт и культурный контекст православного образования как в исторической перспективе, так и в отношении к нашим сегодняшним проблемам. Нужно отделить то, что доказало свою полезность, от того, что оказалось пустой тратой времени и сил; разобраться в том, что укоренено в православной традиции, и что ею отвергнуто; какие современные методы обучения могут реально помочь в нашей работе, и какие унаследованные нами привычки и традиции могут быть в противоречии с целями, которые мы стараемся достигнуть. Православные учителя во всех странах, где мне довелось преподавать, работают над достижением правильного равновесия между верностью православной традиции и способностью эффективно работать в сфере христианского религиозного образования в самой гуще жизни современного общества. Имея это в виду, я начну с исторического обзора развития православного образования, включая его место в общем контексте христианской жизни, и определенных аспектов нашего наследия, ответственных за некоторые из наших сегодняшних проблем. ............ |