Оглавление
Введение
Глава 1. Традиционное восприятие женщин
1.1 Положение и права женщин в исламе
1.2 Положение и права женщин в индуизме
1.3 Положение и права женщин в буддизме
Глава 2. Формирование современного правового пространства
2.1 Движение за отстаивание прав женщин в Индии
2.2 Гражданские и политические права женщин в Индии
Заключение
Список использованной литературы
Введение Актуальность. Правовое положение женщин в современной Индии определяется обращением к целому ряду насущных вопросов современной правовой науки.
Прежде всего, это касается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, как права человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества», индивидуального и общественного бытия. Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.
Особый исследовательский интерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе.
Индия входит в число наиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодолено действие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующих действенному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (по официальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых» каст (ныне называемых зарегистрированными»), а также женщины и дети.
Методология исследования: в процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма. Характер определенных в работе задач вызывает необходимость применения и других разнообразных методов исследования: проблемно-хронологического; периодизации.
Хронологическими рамками исследования является период, охватывающий Индию второй половины ХХ века и начало ХХI века.
Обзор источников: основой исследования послужили тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, колониальное законодательство и другие нормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся «половинчатого», формально-демократического изменения социально-правового положения женщины-индуски в обществе и семье. Особое внимание было уделено законодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950г., нормативно-правовым актам, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свобод индийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времени архаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство. ............