Оглавление:
Введение
1. Понятие и общая характеристика статуса
2. Статус народных и присяжных заседателей
3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей
4.Порядок формирования списков народных заседателей
5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных заседателей
6.Формирование коллегии присяжных заседателей
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.
Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (правовым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в законе.
В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и физическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.
1. Понятие и общая характеристика статуса народных и
присяжных заседателей
При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).
Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:
а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;
б) порядком наделения их полномочиями;
в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;
г) независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;
д) несменяемостью;
е) неприкосновенностью;
ж)мерами правовой и социальной защиты;
з) средствами материального обеспечения;
Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей военного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).
Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).
Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. ............