Часть полного текста документа:Предельные возможности метрополитена как транспортной системы В. А. Мнацаканов, к. т. н. По статистике средняя дальность поездки пассажира на Московском метрополитене составляет сегодня около 10,8 км. На метрополитенах с менее развитой сетью линий она еще меньше: на метрополитене С.-Петербурга средняя дальность поездки пассажира - 9,7 км, на Бакинском метрополитене - 8,4 км, а на Ташкентском метрополитене - 6 км. На Московском метрополитене скорость сообщения (средняя скорость движения с учетом времени остановки) метропоездов между станциями, расположенными под землей, составляет 41,3 км/ч, на метрополитене С. Петербурга - 39 км/ч, а на Ташкентском метрополитене - 39,4 км/ч. Самая высокая скорость сообщения метропоездов сегодня - на Минском метрополитене - 41,4 км/ч. Как известно, за время поездки среднестатистический пассажир проводит в сооружениях метрополитена от 25 до 40 мин. Из них примерно половину времени он находится непосредственно в подвижном составе. А остальное время затрачивает на подход к подвижному составу, включая спуски "под землю" на эскалаторах, на ожидания прибытия метропоездов, на посадку и высадку из вагонов, на пересадки, на подъем на поверхность земли и выход в город. Провозная способность электроподвижного состава (основного транспорта метро) значительно превышает провозную способность эскалаторов - вспомогательного (встроенного) транспорта метро. Поэтому возле входа на эскалаторы в часы "пик" часто возникают "пузыри". Это - своеобразные "пробки", это "узкие места" любого, даже самого современного, метрополитена. Они затрудняют посадку на эскалаторы и заметно увеличивают время, затрачиваемое пассажирами на спуск к вагонам и подъем в город из глубины подземных станций. В это время у пассажира особенно остро проявляется и нарастает транспортная усталость от поездки. Как в "пробках" перегреваются машины, так люди (особенно с вещами) переутомляются в "пузырях". Хронометраж перемещений пассажира в помещениях метрополитена показывает, что в часы "пик" при поездках по одной линии на спуски и подъемы на эскалаторах, на подходы к ним и на перемещения по вестибюлям станций пассажир затрачивает от 8 до 10 мин. При поездке по одной линии на расстояние 10,8 км пассажир проводит в помещениях метрополитена около 24 мин. Из них 15 мин он едет в вагоне со скоростью сообщения 41-42 км/ч, а 9 мин затрачивает на подход к подвижному составу и на выход в город после завершения поездки. Скорость передвижения пассажира по городу при этом составляет: 10 800 м / 1440 сек = 7,5 м/с = 27 км/ч. При поездке с пересадкой (поездка средней дальности 10,8 км, как правило, включает одну пересадку) пассажир дополнительно проводит в помещениях метрополитена около 8 мин. В общей сложности на среднестатистическую поездку с одной пересадкой на расстояние 10,8 км пассажир метрополитена затрачивает: 9 мин + 15 мин + 8 мин = 32 мин (1920 сек). Скорость поездки по городу на метро с одной пересадкой составляет: 10 800 м / 1920 сек = 5,625 м/с = 20 км/ч. При поездке с 2-мя пересадками скорость передвижения пассажира по городу на метро снижается до 16 км/ч и становится такой же, как на трамвае. Таким образом, сегодня метрополитен, в зависимости от числа пересадок, обеспечивает среднестатистическому пассажиру передвижение по городу со скоростью 16-27 км/ч (в среднем - 22 км/ч). ............ |