Часть полного текста документа:Предмет социальной философии: постановка проблемы К.Х. Момджян Гамлетовский комплекс в обществознании: что такое "метоспазм"? Рассуждения о предмете социальной философии связаны с многими и многими затруднениями. В самом деле, обладать предметной определенностью может лишь теория, соответствующая строгим канонам научности. Выше мы уже говорили о трудностях, с которыми сталкивается обоснование научного статуса философии. Увы, трудности возрастают в геометрической прогрессии, когда речь заходит о таком жанре философствования, как социальная философия. Признание ее наукой ставит перед философами множество сложных проблем, которые нам предстоит рассмотреть ниже. Так, весьма непростым оказывается вопрос о предметном самоопределении социальной философии в общей системе философского знания; ее внутреннем категориальном строении, отражающем различие таких относительно автономных объектов научного познания, как социум, общество и история; вопрос о связи социальной философии с социологией, исторической наукой и многое другое. Но перед тем как перейти к этим специальным проблемам, мы должны рассмотреть вопрос более общий, составляющий "головную боль" любой общественной науки, врачевать которую приходится, однако, философии. Речь идет о самой возможности научного познания общества, требующей специального обоснования, без которого бессмысленны любые суждения о научной социальной философии и ее предмете. Все дело в том, что человеческое общество представляет собой один из наиболее "кляузных" объектов, с которыми приходится иметь дело науке. Казалось бы, обществоведы должны чувствовать себя уютно и уверено, имея дело не с чуждой человеку природой, не с таинственными надмировыми субстанциями вроде абсолютной материи или столь же абсолютного духа, а с "живым и теплым" миром человеческой культуры, созданным людьми и ставшим для них "естественной средой обитания" (настолько "естественной", что городской малыш, впервые ступив на непокрытую асфальтом землю, испытывает сильное чувство страха - так и во всяком случае реагировала на свою первую лесную прогулку дочь автора книги). Но именно этот мир создает ученым проблемы, которых не знают исследователи, имеющие дело с природой - "изощренной, но не злонамеренной", как заметил кто-то из великих. Именно этот мир заставляет обществоведов жить в состоянии, которое можно смело назвать перманентным "метоспазмом" (по аналогии с "бронхоспазмом", "экоспазмом" и прочили критическими состояниями биологического или социального организма). Мы имеем в виду ситуацию гипертрофированной концептуальной рефлексии, сопоставимой с методологическим самокопанием философии, т. е. ситуацию, в которой попытки научного познания сопровождаются долгими и мучительными сомнениями в его возможности и адекватности, а абстрактные методологические проблемы - "что и как изучать науке" - обретают остроту и актуальность, сопоставимую с ее конкретными утверждениями. Из истории общественной мысли мы знаем, что немалое число сильных и оригинальных умов было убеждено в том, что социокультурная реальность недоступна научному познанию в любой из его форм, закрыта для рефлективного категориального мышления. Другие не были столь пессимистичны и полагали, что общество недоступно не познанию вообще, а познанию "классического" естественнонаучного типа и допускает изучение особыми "идеографическими" методами (В. ............ |