Часть полного текста документа:Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию Кандидат педагогических наук Л.В. Диордица, Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев, Сургутский государственный педагогический институт, Сургут Огромный потенциал физической культуры в системе высшего образования не должен ограничиваться только улучшением физической подготовленности студентов, здоровья или другими формами двигательной активности. Физическая культура - средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента и может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, гуманистических, творческих задач. Указанный потенциал слабо реализуется в практике физического воспитания студентов, его следует расширять и культивировать в содержании и построении учебного предмета "физическая культура" в вузе [13]. Процесс физического воспитания в вузе построен так, чтобы сориентировать студентов на обучение различным двигательным действиям, их правильное выполнение для управления физическим развитием. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях физической культурой, не умеют использовать и развивать свои двигательные и познавательные возможности, на которые их ориентирует преподаватель. Отсутствие стремления к активному овладению двигательными действиями, повышению психофизических кондиций может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно ориентированного обучения. В предметно ориентированном обучении в процессе физического воспитания слабо учитывается (в основном декларируется) личностное развитие, стремление студента к успешности, творчеству, самостоятельности и инициативности выполнения задания на занятиях. Дидактические поиски в русле технократического подхода: исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности; преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный фон, но вместе с тем личностно нейтральный характер включения учащегося и учителя в учебный процесс; ставят учителя в позицию преподавателя-оператора [10]. В предметно ориентированном обучении упор делается все же больше на формировании внешнепредметных умений, на обучаемости и на упражняемости через многократные повторения двигательных действий. В настоящее время в физкультурном образовании внимание все больше акцентируется на дидактических технологиях в русле личностно ориентированного подхода [8]. Организация обучения на основе личностно ориентированного подхода означает, что все методические решения преподавателя, например организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов физических упражнений, должны преломляться через призму личности обучаемого, его потребностей, мотивов, опыта, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Согласно личностно ориентированному подходу в центре обучения находится сам студент, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность. ............ |