Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный университет
Географический факультет
заочное отделение
Кафедра экономической географии Беларуси и стран Содружества
«Предприятия-монополисты Беларуси»
отчет по производственной практике
Минск 2007
Содержание
Введение
1. Краткая характеристика рассматриваемых предприятий
2. Основные технико-экономические показатели рассматриваемых предприятий
3. Сырьевая база
4. Рынки сбыта продукции
5. Проблемы функционирования рассматриваемых предприятий
6. Рентабельность производимой продукции
7. Ценовая политика
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение Современный этап развития Республики Беларусь отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. В период перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения и другие организации стали независимыми и стали самостоятельно определять собственную стратегию развития, производства и ценообразования, неизбежно возникает проблема деятельности предприятий-монополистов.
В данной работе рассмотрена деятельность монополистических предприятий на рынках весоизмерительной техники и на рынке пластиковых карт.
В советский период в Беларуси сложилась монополизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
После распада СССР предприятия самостоятельно были вынуждены налаживать хозяйственные связи, искать и завоевывать рынки сбыта производимой продукции.
При написании данной работы были использованы материалы отечественных и зарубежных авторов по вопросам оценки, анализа и структурной перестройки промышленности а также статистические материалы.
1. Краткая характеристика рассматриваемых предприятий
Прежде всего, необходимо определить, какие же предприятия можно отнести к разряду монополистов.
В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению – искусственный и естественный; по степени влияния – всеобщий, абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния – отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку – тотальный и локальный; по функциональной роли – производственный.
Децентрализация государственной системы распределения и отказ от прямого контроля над ценами стимулировали возникновение монополий.
В Республике Беларусь используется система регулирования цен на продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (монопольным) положением на рынке. При этом доминирующее положение означает исключительное положение субъекта хозяйствования на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать конкуренцию. ............