Часть полного текста документа:Представление о личности в общей и дифференциальной психологии Понятие личностных черт Общая психология - занимается анализом психических процессов абстрактного человека. General - корневая. Дифференциальная психология - изучает индивидуальные различия, конкретные особенности, психологию отдельного человека. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности): Структурный, диагностико-коррекционный. Принят в дифференциальной психологии. 1) Единицы изучения - наличные свойства субъекта. Свойство есть, проявляется в способах поведения. Индивидуальное свойство, черта характера, воспринимается как факт. Индивидуальность (личность) понимается как целостная структура свойств, неразложимая далее. Синоним - характер. Субъект - обладатель свойств. Соответствует понятию личности в широком смысле, природный и социальный индивид. Феофраст, Гиппократ - изучение индивидуальных особенностей. Способности, темперамент, характер. Типологии индивидуальности. Крайний вариант - субъект с жестким характером, неизменной структурой свойств. Все ситуации считает типовыми, живет в стереотипном мире, который не должен меняться. 2) Происхождение свойств и способов поведения. Соотношение наследственного и приобретенного, природы и среды. Подход не работает при изучении индивидуального поведения - субъект еще не личность (в точном смысле), организм невинен. 3) Способы работы психолога. Психодиагностика - установление наличия и степени выраженности свойств. Коррекция способов поведения, индивидуальных свойств. Коррекция не касается личности, это изменение либо природы, либо среды (близко к бихевиоризму). Функциональный, личностный. Принят в общей психологии. 1) Единицы изучения - свойства как артефакт, искусственно созданные, являющиеся средством решения проблем. Субъект - создатель свойств. Личность - личность в точном смысле слова, культурный индивид. Такие свойства являются функциональными образованиями, необходимыми в какой-либо ситуации. Меняется ситуация - меняются свойства. Крайний вариант "человек без свойств". Для субъекта каждая ситуация является в пределе неопределенной, нерешенной до конца. 2) Происхождение свойств и способов поведения. Свойства созданы личностью. У личности нет права ссылки на природу или среду, личность ответственна. Ее характеризует готовность к решению собственных проблем. 3) Способы работы психолога. Существуют 2 формы работы с личностью: если готовность к решению проблем есть, но умения нет. Есть вопрос, на который человек не может найти ответ. Форма работы - психологическая помощь в решении проблем (но не решение проблем вместо пациента). Постепенное уточнение вопроса и постепенное приближение к причине симптома. Психоанализ. Если есть и готовность и умение решать свои проблемы. Форма работы - психологическое консультирование (Роджерс). Это не помощь в решении проблем, это попытка поиска проблем, до поры незамеченных, раскрытие проблем. Конструктивная психология, гуманистическая, некоторые направления психоанализа. Основные различия в подходах: Анализ свойств индивида: как фактов (С) и артефактов (Ф), как наличных или созданных, поверхностных или глубинных. Позиция психолога: (С) позиция исследователя, человека, который не вторгается в жизнь изучаемого субъекта, и (Ф) позиция организатора, который принимает на себя роль терапевта, консультанта, активно участвует в жизни своего клиента. Описание структуры. ............ |