САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
им. А.Л. Штиглица
ЭССЕ
Представления о духах,
предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре
Выполнила:
студентка II курса
отделения искусствоведения и культурологии
Полуяненкова Ю.
Санкт-Петербург
2010
Введение
Среди современных стран мира Китай – одно из наиболее древних государств. Уже около пяти тысяч лет назад в бассейне Хуанхе существовала высокоразвитая культура Яншао. Китайский народ уже в глубокой древности достиг высокого уровня развития духовной и материальной культуры, общественной жизни. Однако отличительной чертой китайской культуры являются не только богатство материальных и духовных ценностей, но и огромная жизнестойкость. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по самобытности ценности. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Одной из причиной такой стойкости китайской культуры однозначно является то, что традиции играют немаловажную роль в функционировании всего государства. Начиная с первых народов, населявших территории Китая, традиции и культы были сильны и помогали наладить строго структурированную жизнь государства. Важную роль среди таких традиций и культов однозначно играли вера в духов, культ предков и самоопределение места Китая в окружающем мире. Тотемизм и анимизм легли в основу веры в духов и предков, а культ Шанди – в представление о Поднебесной. Эти верования во многом определили не только поведение отдельных семей, но и всего государства на многие столетия вперед.
Представление о духах
Ещё с древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явления природы с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа.
По китайским воззрениям, небо и земля населены самыми разнообразными божествами: добрыми и злыми, могущественными и слабыми, красивыми и безобразными. Характерной чертой восприятия духов была практически размытая грань между силами добра и зла, так называемая недифференцированность. Добрые духи шэнь и злые духи гуй мирно сосуществовали, им приносили жертвы, они подчинялись одним и тем же важным божественным персонам и Юйхуану шанди (Великий Нефритовый император). Строгого порядка по отношению к духам не было, одни и те же духи выступали под различными именами, разные божества ведали одним и тем же делом.
Люди почитали духов, которые властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Такими духами были, например, дух земли, дух деревьев, дух моря, дух гор, дух огня, духи луны и солнца. Эту роль (духов луны и солнца) могли исполнять божества-символы Тай-инь и Тай-ян, мифические персон Чан Э и её муж, легендарный стрелок Хоу И. Были и духи пяти планет, ими считались легендарные императоры древности. Так Хуанда был духом Сатурна, Байди – Венеры, Хэйди - Меркурия, Чиди – Марса, Цинди – Юпитера. Покровителем Юпитера также считался Тайсуй, божество полярной звезды.
Интересно, что большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 г., приписывались духу огня, хо-дэ, который сошел с неба на землю для стодневной прогулки. ............