Реферат по теме: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1. Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что "трудные" воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условия, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье, Так, по результатам исследования роли семьи в правовой социализации несовершеннолетних" проведенного Л. И. Аувяэртом в Эстонии [19], лишь немногим более половины несовершеннолетних правонарушителей проживало с обоими родителями, в то время как среди правопослушных обследованных 4/5 проживало с обоими родителями. Существенная разница отмечалась также и в общеобразовательном уровне родителей. Половина родителей правонарушителей - неквалифицированные рабочие, 1/3 - квалифицированные рабочие, 1/10 - ИТР и служащие. В то время как у половины законопослушных несовершеннолетних родители - высококвалифицированные рабочие, у каждого пятого - ИТР, служащий. Эти результаты не расходятся с данными об условиях семейного воспитания несовершеннолетних правонарушителей, полученными В.К. Андриенко в Москве, С.Д. Арзуманяном в Армении, Л.М. Зюбиным и Т.Н. Курбатовой в Санкт-Петербурге" К.Е. Игошевым и А.С. Белкиным в Екатеринбурге и другими авторами. Близкие результаты были получены также в ходе нашего исследования, в процессе которого были изучены условия семейного воспитания трех групп несовершеннолетних по 500 человек каждая (группа социально запущенных, группа педагогически запушенных несовершеннолетних и в качестве контрольной группы - благополучные учащиеся того же возраста), Ниже в таблицах 1-4 приведены результаты этого исследования.
Таблица 1 - Характеристика состава семей, %
Группы исследуемых подростков
Наличие родителей
Число детей в семье
Отец и мать
Мать и отчим
Одна мать
Один отец
Нет родителей
1
2
3
4
5 и более
Благополучные учащиеся 80 7,5 12, 5 - - 22,5 60 13 2 2,5 Педагогически запущенные 60 10 25 2, 5 2, 5 25 40 15 10 10 Социально запушенные 28, 5 21, 4 38 7,4 4, 7 33,7 35,7 19 7,1 4,5
Таблица 2 - Уровень образования родителей, %
Группы исследуемых подростков
Высшее у обоих родителей
Высшее у одного из родителей
Среднее у обоих родителей
Среднее у одного из родителей
Оба родителя не имеют среднего образования
Благополучные учащиеся 12,5 30 45 9 3,7 Педагогически запущенные 7,5 12,5 40 20 20 Социально запущенные 4,3 7,2 9,5 47,6 31,4
Как видно из приведенных выше данных, в различных группах исследуемых подростков проявляются весьма значительные различия и в составе семьи, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей, и в общеобразовательном уровне родителей. ............