Часть полного текста документа:Содержание Введение 2 Глава I. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе 7 1.1 Опыт введения элементов алгебры в начальной школе 7 1.2 Психологические основы введения алгебраических понятий в начальной школе 12 1.3 Проблема происхождения алгебраических понятий и ее значение для построения учебного предмета 20 Глава II. Методические рекомендации к изучению алгебраического материала в начальной школе 33 2.1 Обучение в начальной школе с точки зрения потребностей средней школы 33 2.1 Сравнение (противопоставление) понятий на уроках математики 38 2.3 Совместное изучение сложения и вычитания, умножения и деления 48 Глава III. Практика изучения алгебраического материала на уроках математики в начальных классах средней школы № 4 г. Рыльска 55 3.1 Обоснование использования инновационных технологий (технологии укрупнения дидактических единиц) 55 3.2 Об опыте ознакомления с алгебраическими понятиями в I классе 61 3.3 Обучение решению задач, связанных с движением тел 72 Заключение 76 Библиографический список 79 Введение В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний. Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребенка и его образовательных потребностей. Часто говорят, что математика - это язык современной науки. Однако, представляется, что это высказывание имеет существенный дефект. Язык математики распространен так широко и так часто оказывается эффективным именно потому что математика к нему не сводится. Выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: "Математика не просто один из языков. Математика - это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика - орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. ... Очевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Однако, если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому " ([12], с. 44). Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира. В настоящее время все более ощутимой становится диспропорция между степенью наших познаний природы и пониманием человека, его психики, процессов мышления. У. У. Сойер в книге "Прелюдия к математике" ([20], с. 7) отмечает: "Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума", которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи. Конечно, здесь существуют определенные границы, о которых нельзя забывать: многое определяется врожденными способностями, талантом. ............ |