Часть полного текста документа:Преподавание естественных наук и христианская апологетика Калябин Г. А. За время государственного атеизма, а надо сразу сказать, что период этот пока не закончился, в российском образовании была создана мощная и разветвленная система воспроизводства материалистической идеологии в умах людей, и особая роль в этой системе отводилась противопоставлению естественных наук и Христианства. На уроках химии, например, много внимания уделялось наглядным реакциям, в которых проявлялись невидимые до того изображения, на физике показывали свечение, возникающее в сильных электрических полях, посредством чего внушалась мысль о том, что православные чудеса и благодатные явления (обновление икон, освящение воды и другие) представляют собой просто ловкие фокусы. На многих эти "разоблачения церковного обмана" произвели сильное впечатление, определившее их взгляды. Много говорилось об огромных достижениях науки и техники, и делались выводы типа "раз самолеты летают, значит, Бога нет". Исключительная важность придавалась "теории эволюции", и до сих пор в учебнике биологии (1998!) приводятся как педагогически полезные высказывания Маркса, Энгельса и Ленина, в которых с позиций "диалектического и исторического материализма" дается высокая оценка "учению Дарвина". В самом деле, принцип "борьбы за существование" хорошо согласуется с идеей "классовой борьбы". Уже один тот факт, что следование этой идее принесло в 20-м веке неисчислимые бедствия всем слоям русского народа, должно было бы показать всю ложность и вред эволюционизма, материализма и атеизма. Однако, несмотря на прекращение прямых гонений на Церковь, идеологическая обработка через систему образования и СМИ продолжается, и роль научного знания в этой битве за сердца людей нисколько не уменьшилась. Попытаемся сформулировать, каким образом верующий педагог-естественник может выразить свои православные убеждения на занятии или лекции. Тут следует прежде всего отметить, что сама по себе наука не находится в противоречии с Христианством. Наоборот, сами основоположники новоевропейской науки - Галилей, Паскаль, Ньютон, были глубоко верующими и рассматривали свои научные исследования как изучение "Книги природы", созданной тем же Автором, Который явил Свою волю в Библии, и эти две Книги, по словам "Невтона земли Российской" Михаила Васильевича Ломоносова "в распрю между собой прийти никак не могут". Понятно, что религиозные верования выдающихся ученых (Фарадей, Пастер, Павлов, Гейзенберг, Королев) замалчивались или искажались пропагандистами-атеистами, и именно сейчас об этом не только можно, но и нужно говорить. В системе естественнонаучного знания можно выделить три части, различные по типу и по уровню достоверности. Это, во-первых, результаты наблюдений и экспериментов. Экспериментаторы всегда стремились к большей достоверности, точности, повторяемости и проверяемости своих результатов (в физике нормой является три серии опытов). Такие же критерии могут применяться и к исследованию чудесных объектов и явлений, таких как Туринская Плащаница, ежегодное Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу по неизменно действующему в Православии Юлианскому календарю, мироточение икон и многих других. ............ |