Введение
Последнее десятилетие прошлого века характеризуется многочисленными переломными моментами в истории нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы управления и хозяйствования, что требовало от руководства государства решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также прошел под знаком разнообразных реформ общественной, политической и экономической сфер, призванных к одной цели – формирование принципиально нового общества и государства в рамках неолиберальной модели экономики с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности. Однако результативность, а главное успешность подобных преобразований в итоге оказалась под вопросом, причиной чему явились ограниченные меры бюджетной и денежно-кредитной политики со стороны регулирующих органов высшей исполнительной власти, выразившиеся в приоритетности противодействия инфляционным процессам над стимулированием капитальных вложений в реальный сектор экономики; в увеличении налогового бремени в целях сокращения дефицита государственных финансов, а также в акселерации внешних и внутренних заимствований. Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций – ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.
Значение последствий экономического дефолта 17 августа 1998 г. сложно переоценить, в силу того, что данное событие оставило серьезный след в новейшей истории нашей страны, явившись аккумулятором бесценного опыта в области государственных финансов и государственного управления. Данный аспект, а также поиск работающих механизмов недопущения подобных кризисных ситуаций инициировали актуальность анализируемой темой.
Объектом исследования явилась фактическая составляющая экономического кризиса 1998 г. Предметом исследования выступили причинно-следственные связи рассматриваемого явления.
Цель исследования – рассмотреть предпосылки кризиса 17 августа 1998 г. в РФ. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
– определить состояние экономики на протяжении 1992–1998 гг.;
– рассмотреть причины произошедшего кризиса;
– обозначить последствия дефолта 1998 г. для экономики России.
Основой написания курсовой работы послужили монографии и статьи авторитетных специалистов в области финансово-экономической науки, кроме того, учебные пособия, периодические издания, нормативно-правовые источники и информационно-аналитические ресурсы отечественных и иностранных интернет-сайтов.
1. Характерные особенности экономической системы РФ в 1992–1998 гг.
1.1 Анализ системообразующих тенденций российской экономики 90-х гг. ............