Часть полного текста документа:Принцип динамического баланса как методологическая основа научного познания П.В.Скулов, Физический факультет БГПУ В свое время замечательный учитель Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум воспитывается умом, совесть совестью, патриотизм действенным служением Родине"[7, с.17]. Продолжим мысль и предположим, что духовность и культура воспитывается духовностью и культурой, и никак иначе. Следуя этой мысли, можно сделать вывод, что в здоровом человеческом обществе должны быть учителя, которые были бы умными, воспитанными, всесторонне гармонично развитыми, обладали высокой моралью, желанием и умением донести это до учащихся. Целью нашей научной и практической преподавательской деятельности является создание обстановки, способствующей становлению такого учителя. То, что такой учитель нужен, не единичное мнение. В качестве подтверждения приведу несколько высказываний известных педагогов - дидактов. Л.Я.Зорина пишет: "До сих пор остается загадкой, почему одних учителей слушают и понимают, а других нет, даже если педагог знает свой предмет и владеет методикой его преподавания" [2, с.8]. М.Н.Скаткин.: "В действительности бывают учителя, хотя и владеющие техникой преподавания, но работающие неинтересно"[1, с.312]. Такое отношение, подчеркивает автор, не приносит удовлетворения от учебных занятий ни учащимся, ни учителю, а эффективность обучения невысока. А.К.Маркова.: "Взрослые зачастую недооценивают наблюдательность и здравый смысл детей. Между тем дети прекрасно понимают, как относится к своему делу тот или иной взрослый. И если, например, учитель внутренне далек от преподаваемого предмета, не любит его, не интересуется им, то учащиеся обязательно почувствуют это и могут прийти в результате общения с таким учителем к вполне рациональному выводу о том, что данный предмет как таковой лишен всякого интереса"[5, с.172]. Основной вывод, который можно сделать: эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения учителя к своей профессии. Но в процессе воспитания такого учителя возникает вопрос, а каково ему в современных условиях? Как чувствует себя человек, который призывает нас обратиться к совести, запрещает лгать, живет "давно устаревшими понятиями"? Решая эту проблему, мы стремились к тому, чтобы такой человек не остался в стороне от происходящих событий, как пережиток прошлого, а был их активным участником. Для этого, на наш взгляд, просто обладать культурой и духовностью недостаточно, необходимо еще обладать системными, концептуальными знаниями, иметь целостное представление и понимание протекающих в природе и обществе процессов. Разрабатывая новую образовательную концепцию, мы выдвинули гипотезу, что существует единый дискретный процесс производства и приобретения знаний. Незнание законов протекания данного процесса, отсутствие культуры производства и приобретения знаний приводит к стрессовому способу общения, который, по сути, лишен смысла, ведет к истощению и деградации взаимодействующих сторон и системы в целом. Основой, фундаментом такой культуры, философской основой мировоззрения нами сформулирован принцип динамического баланса вообще, и в педагогике в частности. ............ |