Часть полного текста документа:Принцип классификации природы. Краснова Е.М. Современное естествознание, накопив огромный экспериментальный материал, в своем поступательном движении ощущает необходимость определить характерные особенности форм существования материи, являющихся предметом конкретных естественных наук. Термин "форма существования материи" традиционно употребляется при характеристике движения, пространства и времени. Как философская категория это понятие в марксистской философии не рассматривается. Автор считает возможным использовать термин "форма существования материи" в особом, самостоятельном типологическом смысле при классификации объектов научного познания. В каждый отрезок времени классификация форм существования материи должна соответствовать уровню фундаментальных научных теорий. Такими теориями в современной науке являются диалектический материализм и фундаментальные понятия физики. Очевидно, что законы и категории диалектического материализма и основные законы физики должны лежать в основе классификации Природы. Диалектический материализм и современная физика признают внутреннее единство материи и движения, и это обязывает нас при рассмотрении наиболее общей классификации материальных систем отыскать единый принцип характеристики видов материи (субстрата) и форм ее движения, который позволил бы объединить эти философские категории в единую - в понятие "форма существования материи" (ФСМ). Фундаментальными свойствами природы являются следующие: 1. Мир материален (M); 2. Материя находится в вечном движении, которое осуществляется в пространстве (L) и во времени (T)., Самодвижение в пространстве достаточно глубоко освоено физикой (механикой). Это прямолинейное равномерное движение. Самодвижение во времени является проблемой, с которой связаны все критические состояния естествознания. Дело в том, что фундамент естествознания, - физика с ее математическим методом, не знает непрерывного самодвижения во времени . Физика относится к точным наукам и изучает КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ явлений. При этом оказывается, что физика не в состоянии написать формулу (формализовать) поведения животного, человека, общества и многое другое. В мире нет ничего, кроме вечно движущейся, вечно изменяющейся материи. Встает вопрос: есть ли в нем что-нибудь, что не поддается количественной характеристике? Такой вопрос стоял уже перед классическим пифагорийцем - Платоном. Он отвечал на него, например, так: "Счета недостаточно для познания конкретного предмета, нужно найти единство противоположностей" . Отсюда логично прийти к выводу, что количественная характеристика не раскрывает сущности борьбы в единстве противоположностей, т.е. сущности процесса развития или, в более общем виде, непрерывной изменчивости во времени. В физике широко известны методы описания явлений, изменяющихся во времени - методы дифференциального исчисления. Однако они применимы в рамках ограниченного изменения во времени, т.е. пока изменения количества не привели к изменению качества системы. "... количество представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть . ............ |