Асп. Дарчиева С. В.
Кафедра истории.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В работе сосредоточено внимание на реформе государственного строя России, создании Государственной думы, анализе круга ее полномочий и ее отношении с другими органами государственной власти.
По Основным государственным законам 1906 г. во главе государства стоял император. Его особа объявлялась «священной и неприкосновенной»* . Император лично осуществлял «верховное управление», а «подчиненное управление» осуществлялось чиновниками и административными органами от его имени и его повелениям».
Он являлся «верховным руководителем внешних сношений… государства», объявлял войну и заключал мирные и иные договоры.
Император определял время ежегодных сессий законодательных палат (что теоретически позволяло ему не созывать палаты 2 – 3 месяца), распускал думу и выборную часть Государственного совета. Все Государственные думы, прекратившие существование при монархии, были распущены императором, причем две через несколько месяцев после начала работы. Лишь третья дума просуществовала около 5 лет и была распущена из-за того что в законе не был четко указан срок окончания ее полномочий.
В Основных законах имелась знаменитая 45-я статья (при систематизации она получила № 87), гласившая: «Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в совет или думу». Действие такой меры прекращается, если соответствующий принятой мере законопроект не примут Государственная дума или Государственный совет. Эта статья Основных законов вызвала значительные споры. Предлагалось допустить издание чрезвычайных указов лишь между сессиями (в то время как формулировка «во время прекращения занятий» позволяла использовать эту статью и во время кратковременных перерывов во время сессии), однако совещание статс-секретарей государственной канцелярии сняло это положение.
Правительство использовало предусмотренный ею порядок для реализации своей программы, не обращая внимание на чрезвычайность предпринимаемых мер. Ряд указов: об аграрной реформе, об отмене ряда сословных ограничений для крестьян, по вероисповедным вопросам и другие – значительно изменили правовую систему империи. Имелись и действительно чрезвычайные указы, например, положение о военно-полевых судах. Таким образом, получилось, что вотум законодательной палаты не влечет за собой никаких последствий, а 87-ю статью, созданную для чрезвычайных обстоятельств, правительство может применять в любой момент по своему усмотрению. Такая трактовка Основных государственных законов в той ситуации вызвала возмущение и либералов, не согласных с игнорированием прав законодательных палат, и правых, недовольных действиями правительства против правого большинства Государственного совета. Обе законодательные палаты предъявили запросы председателю Совета министров о поднесении им императору проекта указа и значительным большинством голосов признали его объяснение неудовлетворительным. Статья 87 была применена лишь дважды в 1913 г. ............