Введение
Переменная электорального участия является одной из основных критериев уровня демократизации страны. Данная проблема остается актуальной на протяжении всего процесса демократического развития. На современном этапе этот вопрос изучают ученые политологии, социологии и психологии. Используемые ракурсы исследования обычно приходят к выводу, что электоральный абсентеизм явление негативное, являющееся показателем неприемлемости демократической власти, обусловленное разочарованием в политических институтах. Неявка избирателей на выборы зачастую обусловлена психологическими установками «мое мнение ничего не меняет», «они не думают о нас». Избиратель при этом руководствуется принципом деления политического пространства через мифологическое противостояние «мы – они».
Проблема электорального участия в политической жизни
Вопрос об абсентеизме как о негативном явлении можно поставить под вопрос, если рассматривать его в соотношении с электоральными мифами. Разочарование в формальных институтах, в их функционировании, заставляет обратиться человека к неформальным институтам. Гражданская культура выступает в этот момент другой плоскостью реальности, в рамках которой строятся собственные умозрительные конструкции. Из-за скорости современной жизни и огромного потока информации человеку приходится много думать и анализировать, эти умственные процессы формируют в сознании человека определенные идеальные образы, которые не находят своего воплощения в политической реальности. В процессе этой умственной деятельности происходит выбор, выбор в плоскости гражданской культуры. Этот выбор за данный политический образ, который формирует определенного рода электоральный миф.
С этой точки зрения, можно поставить вопрос содержательной стороне электоральной активности. Что весомее: прийти на выборы и механично поставить «крестик» в пользу какой-либо партии или сделать выбор в рамках гражданской культуры? Выбор, сделанный на уровне мифа, материализуется в плоскости гражданского общества, формирует тем самым внутренний мир человека. Данный подход расширяет понимание электоральных мифов, как техники воздействия на электорат, придавая ему более весомые содержательный и функциональные стороны. В данном случае, выбор на уровне мифа позволяет человеку находиться во внутренней гармонии и самодостаточности.
Региональная молодежная политика в повышении электоральной активности
Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является невысокая социальная и политическая активность российской молодежи. При этом для дальнейшего развития демократии и гражданского общества в России необходимо, чтобы все слои населения принимали активное участие в жизни нашей страны. Именно поэтому в настоящее время актуальным является изучение вопросов электоральной активности молодежи и факторов ее повышения.
Результаты последних избирательных компаний по Омской области (выборы депутатов Государственной Думы, выборы Президента Российской Федерации) показали, что в Омской области значительно повысилась электоральная активность молодежи. По данным Избирательной комиссии по Омской области доля проголосовавшей молодежи из числа всех проголосовавших на выборах депутатов Государственной Думы (2007 г.) увеличилась по сравнению с предыдущими выборами депутатов Государственной Думы (2003 г.) на 17% (34,75% до 51,51%). Доля же молодых избирателей до 30 лет на выборах Президента Российской Федерации вообще беспрецедентная – 63,94%. ............