М. Тараканов
Создание машиностроения в Иркутской области началось со строительства в конце 1920-х гг. на базе обозных мастерских завода по производству оборудования для золотодобывающей промышленности будущего Иркутского завода тяжелого машиностроения ("ИЗТМ").
К началу 1990-х гг., когда в стране произошел развал плановой системы хозяйствования, в области сформировался крупный машиностроительный комплекс. В его составе работало 47 крупных и средних предприятий. Он выпускал 11% промышленной продукции области, в нем было занято около 15% численности ее персонала. Основу этого комплекса составили предприятия тяжелого машиностроения, авиационной, радиотехнической, электронной, электротехнической, судостроительной, автомобильной, станкоинструментальной промышленности. Они выпускали самолеты, металлургическое, химическое, горное оборудование, радиостанции, радиоприемники, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, конденсаторы, резисторы, низковольтные устройства, реле, приборы, отопительные котлы, радиаторы, аккумуляторы, кабельные изделия, речные суда, сталь, прокат, запасные части к автомобилям и др.
Сложившийся к началу реформ профиль машиностроения области не соответствовал в должной мере потребностям ни самой области, ни даже Сибири. Продукция многих предприятий была ориентирована на союзный (российский) рынок, причем с преобладанием ее вывоза за пределы Сибири и Дальнего Востока.
Так, из области вывозилось свыше 90% станкостроительной, кабельной, приборостроительной, радио - и электротехнической продукции, а также продукция предприятий ВПК. На нужды Сибири была ориентирована меньшая часть ведущих заводов. Среди них заводы: Иркутские тяжелого машиностроения и карданных валов, Братский и Усольский отопительного и горного оборудования, Черемховский машиностроительный. Но и их продукция потреблялась на территории области не более чем на 20%, будучи включенной в общесоюзное разделение труда.
При вхождении в либерализованный рынок машиностроительный комплекс имел специфические особенности: низкий технический и технологический уровень многих предприятий, кроме некоторых заводов ВПК; ориентация большей части продукции отрасли (различное оборудование, станки, приборы, суда, радиоаппаратура и др.) на внутренний рынок. Исключение составляли крупнейшее предприятие отрасли Иркутский авиационный завод, производящий конкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на зарубежном рынках и имеющий развитые связи по ее сбыту в странах Юго-Восточной Азии, а также ряд предприятий, способных производить продукцию, находящую сбыт на внутреннем рынке в его экспортных отраслях (черной и цветной металлургии и горной промышленности, их обслуживающей); зависимость значительной части предприятий от государственного военного заказа. На оборонной продукции специализировались авиационный, релейный, радиозавод, выпускающий аккумуляторы "Востсибэлемент" и ее производство велось на
Иркутском заводе тяжелого машиностроения, Усольском горного оборудования, "Радиане", Свирском автоспецоборудования и др.
Годы рыночной либерализации для многих предприятий машиностроительного комплекса области начались с обвального падения производства большинства видов продукции, остановки и разрушения ряда предприятий. ............