Гончаров В. Ю.
Сейчас середина 2011 года. Некоторые из экономистов говорят, что кризис для России позади и уже нечего бояться. Некоторые (к примеру, Нуриэль Рубини) ожидают новые экономические потрясения и надо сказать – небезосновательно.
В условиях неопределённости становится достаточно интересным рассмореть опыт компаний, столкнувшихся с волной кризиса 2008 года и продолжающих достаточно успешно осуществлять свою деятельность.
Предприятия, рассматриваемые в дальнейшем, относятся к машинострои-тельному сектору – это Кировский завод, машиностроительный концерн «Силовые машины», ТагАЗ, а также компания Subaru.
Традиционная ниша Кировского завода – сельскохозяйственное, строительное машиностроение. В этих сегментах падение производства в период кризиса превысило 50%, на протяжении двух лет завод работал в убыток. Однако на предприятии решают эти проблемы – в периоды потрясений завод не выбирает выжидательную позицию, а параллельно с включением антикризисных механизмов занимается новыми разработками.
Необходимо отметить, что уже с середины 2000-х годов на Кировском заводе определены основные направления деятельности, в рамках которых проводится укрупнение производственных бизнес-единиц, в то время как централизация сервисных и непроизводственных функций осуществляется на базе головной компании.
На сегодняшний момент завод определил для себя четыре основные сферы деятельности: металлургия, сельскохозяйственное и строительное машиностроение, энергетическое машиностроение, производство компонентов. Еще один (непроизводственный дивизион) сформировали подразделения по управлению имуществом и инфраструктурой - энергетика, железнодорожная и портовая инфраструктура.
С началом кризиса завод перестроился на приоритетный выпуск промышленной техники и благодаря такой диверсификации тракторному производству удалось выжить в 2010 году. Конструкторы ПТЗ в 2009 году разработали принципиально новую машину – промышленный трактор нового поколения К-708
Таким образом, можно отметить, что успешному выживанию в условиях кризиса способствовало то, что Кировский завод – это крупная диверсифицированная промышленная группа, работающая в сфере машиностроения и металлургии и занимающая по своим направлениям ключевые позиции как минимум на отечественном рынке, с упором на интеллектуальные продукты и собственные конструкторские разработки.
Машиностроительный концерн «Силовые машины» на 22% увеличил в 2011 году свою инвестиционную программу по сравнению с 2010 годом. Ее объем в 2011 году составит 4, 3 млрд рублей собственных и заемных средств. Половина этих денег будет вложена в дальнейшее строительство первой очереди нового завода «Силмаша» в промышленной зоне «Металлострой» (Колпинский район Санкт-Петербурга). Там будут изготавливать тихоходные и быстроходные турбоагрегаты мощностью до 1600 МВт для атомных электростанций (АЭС). Окончание стройки запланировано на середину 2012 года, а выпуск новой продукции — на 2013 год. С выходом нового комплекса на полную проектную мощность производственные мощности компании увеличатся до выпуска оборудования общей мощностью 14 ГВт в год (2011 год — 9 ГВт).
Другое стратегическое направление инвестиций — расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. ............