ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
РЕФЕРАТ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ПРАКТИКУМОВ
г. Астрахань – 2008
Содержание
Введение. 2
Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами. 4
Дидактические принципы.. 11
Новые подходы к организации физического практикума. 14
Усиление практической направленности лабораторных работ.. 14
Реализация личностно ориентированного подхода при организации физического практикума. 16
Сочетание современного лабораторного практикума с информационными технологиями. 19
Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания. 20
Цикличность проведения практикумов. 26
Реальность задач решаемых на лабораторном практикуме. 27
Заключение. 28
Литература. 29
Введение Основной задачей университетского образования является подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля, способных к постоянному творческому поиску, приобретению новых знаний и обладающих навыками научного подхода к решению задач современного производства.
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования выдвигается требование подготовить специалиста физика к решению следующих задач научно-исследовательской (экспериментальной, теоретической и расчетной) деятельности:
· научные исследования поставленных проблем;
· формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;
· разработка новых методов исследований;
· выбор необходимых методов исследования;
· освоение новых методов научных исследований;
· освоение новых теорий и моделей;
· обработка полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ;
· работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за научной периодикой;
· написание и оформление научных статей;
· составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных конференциях [23, с.2].
Уровень подготовленности специалиста к научно-исследовательской деятельности зависит от того, как сформированы у него исследовательские умения. Без систематического, непрерывного формирования исследовательских умений всех студентов невозможно выполнение требований, заявленных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Формирование исследовательских умений начинается еще в школьный период, когда ученики выполняют несложные лабораторные работы, решают творческие задачи, выполняют экспериментальные домашние задания исследовательского характера, занимаются проектной деятельностью, участвуют в турнирах юных физиков, в конференциях, занимательных вечерах, олимпиадах по физике. ............