Содержание
1. О сущности процесса обучения и его развивающем характере
2. Вклад педагога в проблему содержания школьного образования. Основные учебные умения и навыки младших школьников
3. Пути и средства трудового обучения в разработке Сухомлинского
4. О развитии у детей интереса к учебе и этической роли оценки
5. Формы сотрудничества учителей и родителей в процессе обучения младших школьников (теория и практический опыт Сухомлинского)
6. Значение дидактического наследия Сухомлинского для современной теории и практики обучения
Список использованных источников
1. О сущности процесса обучения и его развивающем характере
Открываю настольную книгу каждого учителя «Как воспитать настоящего человека», созданную великим педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в последние годы его жизни.
Вот как начинается одна из его статей: «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье. У твоих дедов и прадедов не было этого счастья. Они могли только мечтать о том, чтобы сесть за парту, взять в руки книгу, читать, писать, познавать мир. Твое детство, отрочество, ранняя юность – это дворец, озаренный светом знаний» [9, с.87].
Я считаю, что именно это обращение должен нести каждый педагог современной школы к своим ученикам. Ведь из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих людей оно перестало быть благом. Хуже того, для некоторой части школьников учение является бременем. Учись, потому что учение – это благо и счастье. Эти слова произносятся в школах множество раз, но их глубокий смысл далеко не всегда доходит до юных душ.
Педагог отмечает, что умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.
Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.
Подлинная школа – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо изучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.
В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами" [7, с.125].
Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки". Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.
Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. ............