Реферат
Проблема осуществления контроля деятельности исламских банков
За сравнительно небольшой срок в периодической печати появилось немало публикаций, посвященных такому новому явлению в экономической жизни России, как исламские банки. И хотя благодаря таким публикациям отечественные специалисты банковского дела уже успели получить общее представление об этом явлении, необходимо отметить, что в нашей стране до сих пор единственным отличием исламских банков от традиционных (или коммерческих) банков считается запрет, и как следствие, отказ от взимания процентов при осуществлении операций, проводимых исламскими банками. Реальность же показывает, что такое представление является очень поверхностным, и, следовательно, требуется как можно более подробное описание различных институтов исламского банковского дела. Это особенно важно в связи с возможным появлением в ближайшем будущем исламских банков, или банков, осуществляющих свою деятельность в строгом соответствии с нормами ислама, в рамках банковской системы Российской Федерации.
В июле 1997 г. было объявлено о создании первого исламского банка в России с участием финансового капитала мусульманских государств, таких как Бахрейн, Египет, Иордания, Иран, Пакистан и Саудовская Аравия. Однако, как было резонно отмечено в статье А. Журавлева1, в нашей стране такой финансовый институт может столкнуться с различными проблемами, связанными, в том числе, с осуществлением контроля за его деятельностью со стороны Банка России, выполняющего функции регулирования и контроля за банковской системой Российской Федерации. Поэтому, очевидно, было бы небезынтересно узнать, каким образом контролируется деятельность исламских банков на их родине – в исламских государствах с тем, чтобы понять какие особенности такого контроля могут быть позаимствованы и применимы в России.
Функция контроля считается одной из ведущих среди тех, что осуществляются исламскими банками. Следует отметить очевидный религиозный контекст контроля, поскольку его основой считаются нормы, содержащиеся в Коране. Виды контроля, которые могут затрагивать разные стороны деятельности исламского банка, многообразны. Среди них принято выделять высший, божественный контроль; контроль, осуществляемый человеком и контроль, осуществляемый обществом.
Высший божественный контроль представляет собой в догматике надзирание Аллаха над всем, что он создал. Как говорится в Коране, "воистину Аллах – надсмотрщик над вами [людьми]"2 и "Он [Аллах] является вечным надсмотрщиком над всеми словами, которые произносятся"3. Такой контроль, по мнению юристов–богословов, является самым действенным и эффективным его видом, и с этим можно согласиться, если принять во внимание роль религии в жизни исламских государств, а также отношение мусульман к кораническим предписаниям. И, как сказал пророк, имея ввиду высший божественный контроль и требуя подготовиться к нему: "Благодеяние в том, что ты поклоняешься Аллаху, как будто ты видишь его, и если ты не видишь его, то он видит тебя"4.
Под контролем, осуществляемым человеком, понимается контроль, исходящий от человека и являющийся результатом его совестливости. Такой контроль, по представлению мусульманских богословов, осуществляется через мобилизацию внутренних сил человека, не прибегая к внешнему контролю. ............